Вечер музыки Вагнера и Штрауса

7 февраля 2023 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 71 «Национальный филармонический оркестр России»
Солистка – Анна Аглатова, сопрано
Дирижер – Димитрис Ботинис
Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры»
Р. Штраус. «Четыре последние песни»
Вагнер. Вступление и сцена смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
Р. Штраус. Сюита из оперы «Кавалер розы»

КУПИТЬ БИЛЕТ

Программа Национального филармонического оркестра России и дирижера Димитриса Ботиниса составлена из произведений двух великих Рихардов – Вагнера и Штрауса, каждый из которых был автором выдающихся музыкальных драм и блестящим знатоком оркестра. Стиль второго во многом сформировался под влиянием первого: Штраус с детских лет рос на операх Вагнера, а считая себя последователем крупнейших немецких композиторов, таких как Бах, Моцарт, Бетховен и Вагнер, говорил: «Я последняя гора в великом горном хребте».

В Зале Чайковского прозвучат фрагменты из опер Вагнера «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Тристан и Изольда». Первая представляет собой исключение в ряду вагнеровских музыкальных драм: ее сюжет не связан с германо-скандинавским эпосом, а повествует о конкурсе вокальной импровизации в реальном баварском городе XVI века и поднимает вопросы источника вдохновения и мерила мастерства, взаимоотношений творца-новатора и консерватора-критикана. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры» со дня премьеры и по сей день звучит настоящим гимном искусству.

Оперу «Тристан и Изольда», сюжет которой восходит к легенде из цикла о рыцарях Круглого стола, автор называл «памятником глубочайшей неразделенной любви», сгорая от страсти к Матильде Везендонк, жене богатого предпринимателя. Во вступлении к опере, определяющем все последующее ее развитие, главенствует «тема томления», пронизывающая в дальнейшем все произведение. Она же расцветает и в сцене смерти Изольды, которой в последние мгновения жизни грезится образ ее возлюбленного…

Комическая опера «Кавалер розы» на либретто Гофмансталя, по признанию Штрауса, создавалась с ориентиром на оперы Моцарта, прежде всего на «Свадьбу Фигаро». Однако в итоге сочинение вышло за рамки легковесной комедии и обрело философский характер, несмотря на наводнение партитуры вальсами. Со временем из самых популярных фрагментов оперы автор составил несколько концертных сюит. Совсем иным характером музыки  отличается вокальный цикл «Четыре последние песни» на стихи Йозефа Айхендорфа и Германа Гессе, созданный за год до смерти композитора и ставший своего рода предчувствием приближения конца. В программе принимает участие солистка Большого театра Анна Аглатова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *