Абонемент «Час Чаплина» (Дом музыки)

Московский международный Дом музыки, Светлановский зал
Абонемент "Час Чаплина"

26 февраля 2019
1 отделение
«Малыш». Демонстрация фильма с живым музыкальным сопровождением
Композитор – Чарли Чаплин, при содействии Эрика Джеймса
Реконструкция партитуры – Карл Дэвис (1995/1996)
2 отделение
Ибер. Симфоническая сюита «Париж»
Гершвин. Симфоническая сюита «Американец в Париже»
Дирижер – Владимир Спиваков

8 марта 2019
«Огни большого города»
Демонстрация фильма с живым музыкальным сопровождением
Композитор – Чарли Чаплин
Аранжировка и оркестровка – Артур Джонстон и Альфред Ньюман
Реконструкция партитуры – Тимоти Брок (2004)
Дирижер – Владимир Спиваков


«Все фильмы Чарли Чаплина – обращение к человеку, к духовной его стороне, – говорит Владимир Спиваков. – В первой же его полнометражной работе, картине «Малыш», появляется тема милосердия. Мне кажется, что у Чаплина был особый ген милосердия. В конечном счете, это евангельская тема, а там говорится: «Милости прошу, а не жертвы». И у Чаплина, как всегда, в фильме теплится надежда, и все кончается хорошо».

В 2009 году Владимир Спиваков включил в программу своего московского фестиваля необычный концерт – показ легендарного немого фильма Чаплина «Огни большого города» с «живым» музыкальным сопровождением. Национальный филармонический оркестр России исполнял собственную музыку Чаплина к этому фильму по партитуре, реконструированной и оркестрованной для большого симфонического оркестра американским дирижером Тимоти Броком в 2004 году. Проект имел оглушительный успех. Впоследствии Владимир Спиваков и НФОР представили его во многих городах нашей страны и за ее пределами. Огромный интерес публики к этой программе не ослабевает по сей день.

Осенью 2016 года проект получил продолжение: на открытии XIV концертного сезона Московского международного Дома музыки, в синхронном сопровождении оркестра также впервые в России демонстрировался другой известный немой фильм Чаплина – «Малыш». Как и к картине «Огни большого города», музыку сочинил сам Чаплин (правда, 50 лет спустя после выхода фильма на экраны), а в 1990-х годах американский композитор и дирижер Карл Дэвис подготовил партитуру для исполнения фильма в сопровождении симфонического оркестра.

Чаплинские программы стали поистине бесценной находкой Владимира Спивакова и НФОР, объединяющей в едином эмоциональном сопереживании все возрастные категории и любые социальные группы зрителей, пришедших на концерт. Но только теперь широкая публика получила возможность насладиться сразу двумя фильмами Чаплина в «живом» музыкальном сопровождении Национального филармонического оркестра России не в рамках фестивалей или других эксклюзивных событий, а в специальном абонементе Дома музыки.