(Русский) Концерт из цикла “Музыка митрополита Илариона”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В Большом зале консерватории прошел первый концерт из цикла «Музыка митрополита Илариона», посвящённого 50-летию церковного композитора, богослова, историка церкви. Он отметил его летом. В музыке он создал новый жанр – духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты, с элементами музыки барокко и стилистики русских композиторов ХХ века. По признанию самого Илариона, ему удалось воплотить мечту Михаила Ивановича Глинки – «повенчать западную фугу с русским церковным пением». На сцене консерватории звучали произведения, написанные в разные годы. «Песни о смерти» - самое раннее из того, что, говорит, «не стыдно представлять публике» - это выпускная работа в Гнесинской школе. Кстати, в начале 2000-х «Песни о смерти» исполнил Московский синодальный хор – тот концерт и стал началом возвращения митрополита Илариона к музыке после 20-летнего перерыва. «Владыка Иларион в своем творчестве соединяет высокую классику и глубокое духовное проникновение, духовное содержание. И вот это соединение классики и глубокой духовности дает тот необыкновенный импульс для души, который никого не оставляет равнодушным», - убежден руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков. Одно из последних сочинений - «Фуга на тему BACH» для симфонического оркестра. К Баху вообще особое отношение – он для митрополита композитор номер один. В произведении речь о монограмме – четырех нотах, которыми подписывался немецкий музыкант. Каждая нота – латинская буква, они и образуют фамилию «ВАСН». «Когда я начал писать свою "Фугу на тему BACH", я взял только эти четыре ноты. И из них была соткана вот эта фуга, в которой около 30 раз эта тема возникает, у разных инструментов, в разных тональностях и в этой самой теме есть какая-то потрясающая внутренняя сила, она символизирует крест», - подчеркнул митрополит Иларион. Очень долго композитор работал над темой Богоматери. На создание Stabat Mater ушло три года. Мировая премьера состоялась в 2012-м – сочинение прозвучало в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. «Прежде всего – это профессиональный композитор, у него превосходный слух, на репетициях это все отметили, он ничего не пропускает, знает свои сочинения наизусть, и это дополнительная ответственность», - признался дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. Долгого перерыва в сочинительстве композитор не боится – уверен: вдохновение придет само, когда не ждешь. Работы и так хватает – сейчас редактирует духовные сочинения Петра Чайковского. 23.09.2016, Новости телеканала "Культура"

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *