(Русский) Владимир Спиваков: “Мы – рабы профессии”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

22.05.2017, 15.47 - Анна Москалева

В Курске и Железногорске состоялись выступления Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Проходили эти концерты в рамках фестиваля "АРТ-ОКНО" при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова.  В день концерта в Курске Владимир Теодорович пообщался с журналистами и рассказал обо всем — начиная от коллекции щепок до преимущества российских реалий перед просвещенным Западом.

Тур знаменитого концертного коллектива пролегал исключительно через малые города — Белгород, Старый Оскол, Курск и Железногорск. И это уже не первый раз, когда в наш город приезжают звезды мирового уровня. И не только. В рамках фестиваля проходят театральные гастроли, выставки, творческие вечера, кинопоказы, мастер-классы, образовательные лекции. В прошлом году в Курск, впервые за последние 30 лет, прибыл вернисаж из самого Русского музея. Этой осенью куряне получат возможность ознакомиться с шедеврами Третьяковской галереи. И все по бюджетным, доступным ценам.

Пресс-конференцию с Владимиром Спиваковым, в которой приняла участие и солистка Марика Мачитидзе, начали с такого серьезного вопроса, что даже сам знаменитый дирижер поразился.

- Какая главная задача классической музыки на современном этапе?

- Ого, как глубоко! В наших концертах часто принимает участие молодежь, в этом, как вы сами видите, певица из Грузии. А ведь совсем недавно у нас были очень непростые отношения с Грузией, даже в некоторых московских ресторанах сациви стали называть курицей в ореховом соусе. А ведь искусство - оно как птица, без границ. В музыке нет  агрессии.

К примеру, мы лет 20 не были в Ташкенте, и вот недавно выступили там. Надо сказать, что наш оркестр «Виртуозы Москвы» для своего музея собирал коллекцию щепок от выломанных дверей. Двери выламывали зрители, которые рвались попасть на концерт. И вот последняя, сорок первая по счету щепочка была как раз в Ташкенте, еще тогда, 20 лет назад. Хочу вам сказать - ничего не изменилось за эти годы! Значит, остались люди, осталась любовь, осталось притяжение. Как у Роберта Рождественского — Есть эхо. Предчувствие притяженья. Почти что смертельное баловство…

Думаю, что основная цель классической музыки — соединение людей. На сегодня очень важно воссоздать вновь те нити, которые распались.

- Есть ли у вас свободное время?

- Свободного времени почти нет. Мы - рабы профессии. График наших выступлений расписан на 2 года вперед. Иногда даже страшновато читать, что 5 февраля 2019 года я должен быть в Чикаго, репетиция начнется во столько-то. Единственное, в августе я отказываюсь от всех предложений и провожу это время со своими дочками, семьей, получаю от них дозу любви, энергии, получаю возможность взглянуть на мир другими глазами.

- Где сейчас в мире больше всего востребована классика?

- Те люди, которых знают и любят, везде востребованы. Нам жаловаться не на что. Не припомню за последние лет 30, а то и больше, чтобы был неполный зал.

- То есть между Западом и Россией нет критического культурологического различия?

- Различие есть, но часто это в лучшую для нас сторону, как бы удивительно это ни звучало. К примеру, представьте себе, что 10-летний или 12- летний талантливый ребенок на Западе не имеет возможности выступить с большим оркестром. Это доступно только детям миллионеров или даже миллиардеров, потому что придется оплатить все — от аренды зала до пультов для музыкантов. А «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр бесплатно дают талантливым детям эту возможность. Так что, думаю, что в некоторых смыслах мы впереди.

- Чем вы руководствуетесь при выборе программы?

- Ну вот, к примеру, у Марики мы спросили, что бы ей хотелось спеть. Я не буду препятствовать ей и говорить — не пой это, пой то. Человек должен себя хорошо чувствовать на сцене, петь то, что ему самому дорого.

- Чем вам близка идея фестиваля «АРТ-Окно»?

- Своей разноплановостью. Искусство тем и прекрасно, что много всего в них существует.

- А что вы в литературе любите?

- Больше всего по душе поэзия. Восточная меня успокаивает, в частности, средневековая японская. Больше всего люблю русских поэтов, к примеру, Беллу Ахмадуллину. Кстати, однажды я открыл ее книгу и попал на такие строки: Ты — рвущийся из душной кожи лотос. Это можно сказать просто эпиграф к ее творчеству.

- Отличается ли публика маленьких городов от публики городов-миллионников?

- Конечно, Москва закормлена, перенасыщена, так же как любой крупный мегаполис. Вы имеете возможность видеть и слышать все самое лучшее. До маленьких городков практически никто не доезжает. Тем более, такой большой коллектив как оркестр.

- Как вам удается сохранять молодость души и тела?

- У нас говорят «В здоровом теле — здоровый дух». Но это неправильно, потому что в древние времена говорили «здоровый дух - здоровое тело». Существенная разница. Думаю, это и есть то самое, что меня поддерживает.

- Как удается совмещать руководство в двух коллективах?

- Вот такой я многостаночник, как-то успеваю. На самом деле, признаюсь, что «Виртуозы Москвы» — это как потрясающая машина, к примеру, "Роллс - Ройс". Подходишь, заводишь и все - полный комфорт. А с Филармоническим оркестром приходится больше работать, этот коллектив и моложе, и в нем больше людей, почти 100 человек.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *