(Русский) “Новости Узбекистана”: “Браво, маэстро Спиваков! Браво, Чаплин!”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Браво, маэстро Спиваков! Браво, Чаплин!

Долгими овациями завершился во Дворце международных форумов "Узбекистан" в Ташкенте показ фильма Чарли Чаплина "Огни большого города" в сопровождении Национального филармонического оркестра России во главе с Владимиром Спиваковым.

Несмотря на плотный гастрольный и концертный график маэстро Спиваков, выступивший в Ташкенте 26 апреля 2017 года, что сравнительно недавно для столь востребованного дирижёра, вновь прибыл со своим великолепным оркестром в Узбекистан по приглашению Министерства культуры Узбекистана и при содействии мецената Алишера Усманова.

Не всякий москвич каждый год может побывать на концерте Национального филармонического оркестра России. Поговорить с маэстро, задать ему вопрос – такое счастье тоже выпадает немногим. Потому считаю важным сохранить каждое слово беседы с известнейшим музыкантом и дирижёром и рассказать о встрече с ним. 

Браво, маэстро Спиваков! Браво, Чаплин!

Директор ГАБТ имени Навои М.М. Муратов и художественный руководитель, дирижер НФОР В.Т. Спиваков

Ташкентским журналистам везёт: сама я в третий раз участвую в пресс-конференции и слушаю выступление оркестра под управлением прославленного дирижёра и удивительного человека. Думаю, это очень непросто: пора сконцентрироваться на предстоящем выступлении и репетировать с оркестром, а тут надо переключать внимание с вопроса на вопрос, находить нужные слова и рассказывать о себе, оркестре, проекте, городе, куда прибыл, людях, с которыми сводила судьба… Владимир Теодорович умеет оставаться в таких ситуациях собранным и доброжелательным, естественным и искренним. Несмотря на гастрольный форс-мажор, он неспешен, изящен, элегантен и улыбчив. 

– С Ташкентом у меня связано много очень хороших воспоминаний. Могу признаться, что последняя щепка в моей коллекции от двери, сломанной напором публики во время концертов «Виртуозов Москвы», из концертного зала «Бахор». Она стала последней, 41-й по счёту. Год назад наш оркестр вновь выступал в Узбекистане. Я был счастлив. Столько было желающих со мною повидаться и поприветствовать после концерта, что уходить из зала пришлось окольными путями – «заячьими тропами». Мы все были в восторге от приёма, гостиницы, радушия, гостеприимства. Правда, трудно играть после таких обедов, которыми угощают в Ташкенте, - мягко улыбнулся маэстро. 

Браво, маэстро Спиваков! Браво, Чаплин!


На вопрос о впечатлениях от Узбекистана, Владимир Теодорович ответил: 
– Мы ощущаем колоссальные, просто тектонические сдвиги в республике, направленные на развитие культуры. Как вы знаете в очень многих сферах политики стараются урезать именно на культуре и образовании, совершенно забывая, что чиновники приходят и уходят… А культура – генофонд нации. Мы все объединены не только генетическими связями, но колоссальным духовным опытом и наследством. Это истина – а истину нельзя изменить, она такова. В прошлый раз мы познакомили вас с ведущими солистами, которые поют на крупнейших сценах мира, они были счастливы выступить с узбекистанскими певцами. Как находим время в гастрольном графике? С трудом. Откликаемся на просьбу человека, который всем сердцем любит свой родной край и узбекский народ. Это Алишер Усманов. 

Зашёл разговор и о Международном благотворительном фонде Владимира Спивакова, который многие годы помогал и помогает развитию талантливых детей, в том числе из Узбекистана.
– Здесь, в Узбекистане, дети моего Фонда, и каждый раз, когда в России проходит фестиваль «Москва встречает друзей», мы приглашаем коллективы из Узбекистана. Даже если остается мало времени, я прошу министерство культуры, и оно помогает участникам приехать в Москву. Слежу, как развиваются музыканты, которые прошли через мой Фонд: это скрипач Надир Хашимов, пианистка Ирэна Гульзарова, дирижёр Азиз Шохакимов. Я недавно посмотрел запись концерта Азиза – он превратился в замечательного, большого дирижера. У вас очень сильная часть в музыке - дирижирование: педагог замечательный (речь о профессоре В.Б Неймере, прим. автора), и такие ребята талантливые. Для меня большое счастье видеть результаты своей жизни. 

Безусловно, большой интерес вызывала новая программа – своего рода сюрприз для ташкентцев. 

 – Мы сыграем сегодня очень редкую программу – раритет. Это музыка к фильму Чарли Чаплина «Огни большого города», который одновременно будет демонстрироваться на экране. Я изредка даю её в городах, где у меня проходят фестивали – в Перми, Омске, в Москве. Пять лет назад выступили на фестивале «Черешневый лес». Такого количества восторженных писем, какое затем приходит, после других выступлений не получаю. Во-первых, Чарли Чаплин гений на все времена, во-вторых это фильм, который затрагивает любое человеческое сердце. Мы, люди, – тонкая субстанция. Очень часто в фильмах Чаплина человек оказывается на краю пропасти. Секунда – и погиб. Это всегда неожиданно, когда вдруг рядом нет наших родителей, друзей... А в общем - это наша жизнь. В фильме герой Чаплина смотрит на статую – шаг назад, и там открывается люк. Он может провалиться, но судьба его бережёт. Это метафора нашей жизни – мы все на волоске, ходим по острию каждый день, час, минуту. 

Это очень милосердный фильм, он учит тому, что необходимо человеку, чтобы он ощущал себя человеком. Нищий, бродяга, герой Чаплина спасает от самоубийства богача – так бывает в жизни. В фильме ряд гениальных находок. В каждом кадре происходит что-то смешное, трогательное. Апофеоз в конце фильма. Герой Чаплина, который опекал слепую девушку и раздобыл ей денег на операцию, выйдя из тюрьмы, видит её зрячей. Она думала, что ей помог молодой и богатый красавец, она ждала его появления. Протянув из жалости бродяге цветок, она узнаёт своего спасителя. Их руки соприкасаются - слепые видят мир тактильно, пальцами. И девушка ощущает - это он! Этот момент вызывает у меня огромное волнение. Мне хотелось что-то неожиданное привезти в Ташкент, что вы не можете увидеть никак иначе, чем в нашем исполнении. 

Встреча маэстро Спивакова с журналистами, что само по себе событие, завершилась. 

Браво, маэстро Спиваков! Браво, Чаплин!


Словно переход в другую реальность – выход после строгого конференц-зала в заполненный нарядной публикой холл Дворца «Узбекистан» - сияющий светом хрустальных шаров-люстр, с лестницей, мерцающей кристаллами Сваровски. В числе зрителей много знакомых, друзей - оживлённых предвкушением встречи с великолепным оркестром Спивакова и артистичным музыкантом и дирижёром. 

Концерт немного задержали – для Ташкента обычное дело. С улыбкой смотрел
на зрителей со сцены портрет сэра Чарльза Спенсера (Чарли) Чаплина – гениального киноактёра и режиссёра, который сам писал для своих фильмов сценарии, музыку, делал монтаж, выступал продюсером, И вот на сцену под аплодисменты зала вышел оркестр. Нет, свет на сцене не погас, оркестр можно было видеть, и музыканты смотрели в ноты, но экран ярко сиял черно-белой классикой чаплиновских кадров, которые наше поколение помнит почти наизусть. 

Во время пресс-конференции, задавая свой вопрос маэстро Спивакову, поделилась с ним, что 10 лет назад ташкентский ансамбль современной камерной музыки «Omnibus» под управлением талантливого композитора и дирижера Артема Кима во время фестиваля Black Box в театре Марка Вайля «Ильхом» озвучил фильм Чарли Чаплина «Огни большого города». Партитуры не было, Артем «снял» музыку на слух, просматривая фильм, и выполнил аранжировку под свой ансамбль. Ввел нужные инструменты, добавив к ним клаксон и пистолет – они лежали до начала выступления на табурете в оркестре, интригуя публику. Зал в «Ильхоме» небольшой – оркестр как на ладони. Кстати, первая демострация мультимединойго проекта состоялась в 2006 году, а за год до этого ансамбль исполнил квартеты Шостаковича под фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». На фильмы Дз.Вертова – " Энтузиазм. Симфония Донбасса" и "Человек с киноаппаратом" Артем Ким написал авторскую музыку и фильмы также были показаны в программе фестиваля Black Box. Незабываемые впечатления! До пресс-конференции мы вспомнили об этих событиях с журналистом Б. Бабаевым. Пусть и немногие из ташкентских зрителей, мы видели мультимедийные музыкальные проекты по немому кино.



Действительно, очень интересно, как на глазах рождается музыка к фильму. Это увлекательное интеллектуальное удовольствие, в которое вместе с музыкантами включаются зрители. Кому-то из зрителей было непривычно, несколько человек вышли. Но подавляющая часть зала, как в старые добрые времена, замирала в трогательных сценах, отзывалась легким смехом, а то и хохотом в комичных ситуациях, изобилующих в фильме. Оркестр своей музыкой тоже смеялся, грустил или плакал вместе с героями фильма и зрителями. Когда в кадре выстрелил пистолет, уловила на слух: он был озвучен литаврами. Но какими инструментами или устройствами оркестр передал массу бытовых шумов и звуков? Как музыканты играют, не видя экрана? 

– Во время демонстрации фильма на сцене живой оркестр, и я единственный человек, которые контролирует все движения, все действия, – сказал маэстро Спиваков. – Слон пробегает или сигара загорается, герой падает, кашляет, заглатывает серпантин вместо спагетти – всё это я контролирую. Оркестр должен быть необыкновенно чувствительным, действовать как по мановению волшебной палочки. То замедлять, то ускорять темп – это достаточно трудная задача, она выполнима только с людьми, которые привыкли к тебе как к дирижеру, знают тебя и чувствуют, не глядя. Работал над этой программой долго. Помимо взаимодействия с экраном нужно еще и классно играть, почувствовать атмосферу американского воздуха, которым пропитан фильм. Мне всегда хотелось что-то сделать необычное. Были программы, в которых соединялись музыка и слово: с Владиславом Стржельчиком из БДТ имени Товстоногова, с Аллой Демидовой. Она читала «Реквием» Ахматовой, оркестр играл арию Петра из «Страстей по Матфею» Баха. И каждый раз, когда мы заканчивали это сочинение, у актрисы бежали по щекам черные слёзы под слова: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли…» Много таких вещей я делал, люблю совмещать поэзию и музыку. «Музыка, поэзии сестра…» писал В. Иванов в стихотворении «Памяти Скрябина». Так и есть. 

Второй раз в Узбекистане публика слушала выступление Национального филармонического оркестра России. Маэстро собрал в нём 15 лет назад оркестровую элиту и молодых музыкантов, приглашал к сотрудничеству ведущих мировых дирижеров и солистов. Коллектив выступает с концертами и на фестивалях в самых разных странах и по всем уголкам родной страны. Спиваков проводит также свой фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». 
В его исполнении звучит в записях музыка Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шварца, Грига, Стравинского, Танеева, Артёмова, выпущенная под лейблами Sony Music, Capriccio, «Мелодия», Spivakov Sound.

Озвучивать синхронно фильм на сцене – высший пилотаж оркестрового исполнительства. Сыграть музыку, написанную гением немого кино – еще выше. Оркестровку и аранжировку своей музыки Чаплин доверил профессионалам - Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману. Не так давно, в 2004 году американский дирижер Тимоти Брок реконструировал партитуру. Спустя пять лет Владимир Спиваков создал свой проект с демонстрируемой в течение полутора часов картиной. Успех необычного концерта превзошел все ожидания. Узбекистанской публике несказанно повезло приобщиться к мультимедийному творчеству Спивакова-дирижёра.



Почему Чаплин и «Огни большого города»? Потому что никто тоньше в фильме без слов не показал зло и добро, любовь и милосердие, нищету и богатство, пользуясь красками комедии и мелодрамы. И, конечно же, в нём привлекает богатая музыкальная палитра, приправленная изобретательностью и выдумкой Чаплина-композитора. При аранжировке автор отрабатывал детали с каждым музыкантом. Музыка, сочиненная им безошибочно передавала все нюансы действия и чувств героев фильма. Но не так то просто исполнить такое сочинение симфоническому оркестру. Спиваков и НФОР справились с этой задачей, как и всегда, с блистательностью истинных виртуозов.

Главное, что хотел выразить Чаплин в фильме как режиссёр и в музыке как композитор – силу любви и милосердия. Эти чувства хорошо знает и высоко ценит маэстро Спиваков, который 25 лет назад учредил Международный благотворительный Фонд.
– Более 25 тысяч детей прошли через Фонд. Многие получили инструменты в подарок, возможность выступить на лучших сценах с замечательными оркестрами – «Виртуозами Москвы», НФОР, многие стали лауреатами. А кому-то просто возвращена жизнью. Есть у нас мальчик, которому в возрасте двух с половиной лет сделана операция на открытом сердце. Мама ребёнка много лет назад обратилась ко мне после концерта с письмом. Не просила денег – только рекомендацию хирурга, которому она может доверить своего сына. Я попросил директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президента Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации" Лео Бокерия, .единственного, кто в России делает все виды операций на открытом сердце, помочь ребёнку. После успешно проведённой операции мальчик 10 дней находился в реанимации на волоске от смерти. Лео Антонович звонил мне каждый день. Операция сделана удачно, говорил он, но дальше всё зависит от Бога. Ребёнок выжил, захотел заниматься музыкой. Я привез ему скрипку из Парижа. Затем он захотел играть на альте. Я ему подарил альт. Он поступил в Московскую консерваторию, сейчас заканчивает и играет как стажёр в группе альтов в нашем оркестре. Понимате, какая судьба? Не буду много рассказывать. Месяца полтора назад спасли девочку из Краснодара. Она упала, занимаясь балетом и получила тяжелейшую травму таза. Ей провели эндопротезирование в Германии. На днях она написала, что уже несколько дней ходит без костылей. 



Вот она – тема любви и милосердия: в жизни, в музыке, в судьбе. В фильме, где герои Чарли Чаплина и Вирджинии Черилл встречаются с этими великими силами. И в жизни, где маэстро Спиваков руководствуется этими чувствами, помогая талантливым и нуждающимся в его помощи детям. А ведь сюжет для своего фильма Чаплин нашел в реальности. Он услышал историю циркового клоуна, ослепшего после несчастного случая. У артиста цирка была очень болезненная дочь, и врач, который лечил клоуна, предупредил, что тому лучше скрыть от девочки свою слепоту, чтобы она еще больше не заболела от переживаний. Клоун так и сделал, изображая, что он шутя натыкается на мебель. Дочь весело смеялась... Чаплин изменил сюжет, оставив главное: силу любви. Любви, которую исповедует и маэстро Спиваков – всепобеждающей и милосердной. Об этом чувстве он рассказывает музыкой своего оркестра. И зал, слушая её, проникается человечностью звуков и чувств. После такой музыки невозможно, верит он, совершать преступления. 

Когда умолкли последние звуки трогательного финала, долго не смолкали овации в зале. Зрителям хотелось продолжения. Ждали бисирования, на которые так щедр в выступлениях Владимир Спиваков. Но любой фильм завершается словом «Конец» в титрах. Такова логика жанра. 



Несмотря на позднее время, зрители продолжили общение в холле, делились своими впечатлениями. 

Бобомурад Худойкулов, дирижёр 
– Это большое событие, здорово, что такие коллективы приезжают к нам в столицу. Играть легкую музыку намного сложнее, как мне кажется, и я получил огромное удовольствие. Рад, что попал на этот концерт. Восхищаюсь маэстро Спиваковым, к сожалению, у меня не получилось сфотографироваться с ним.

Лола Игамназарова, скрипачка оркестра ГАБТ
– Знала о программе, была подготовлена, но не ожидала, что проект так глубоко меня затронет. Спиваков – мой кумир, я сама скрипачка. Он всегда приезжает с очень интересной программой. Даже если музыка кино считается легкой, то, что мы услышали – очень глубокая музыка. Раньше так и показывали немое кино – на экране шел фильм, а в зале на фортепиано играл тапёр. И только богатый человек мог содержать целый оркестр, чтобы фильм можно было смотреть под музыку оркестра. Это замечательно, партитура такая сложная, но ни одного лишнего звука не прозвучало. Большое спасибо Алишеру Усманову – несколько раз в году у нас проходят концерты российских музыкальных и театральных коллективов. 

Действительно, спасибо всем, кто подарил Ташкенту этот концерт и дарит другие. Крупные компании выкупают билеты и предоставляют своим сотрудниками возможность посетить концерты бесплатно. По таким приглашениям пришла большая часть публики. Это тоже милосердие. 

Тамара Санаева, "Новости Узбекистана"
Фото и видео автора

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *