(Русский) Saarbrücker Zeitung: “Исторический концерт редкой выразительной силы”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Реквиемы Моцарта и Сен-Санса завершили в Кафедральном соборе Вердена нынешний Саарский музыкальный фестиваль.

Несомненной высшей точкой Саарского фестиваля 2018 года стал воскресный концерт, посвященный столетию подписания мира в 1918 году — завершению Первой мировой войны. Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Верден явился достойным местом для проведения "Концерта мира" в память о погибших. В полностью заполненном любителями музыки нефе присутствовали также политические деятели обеих стран и представители духовенства.

Отношения между Францией и Германией обусловили и выбор программы. С немецкой стороны прозвучал Реквием KV 626 Вольфганга Амадея Моцарта, с французской стороны — Реквием, соч. 54, Камиля Сен-Санса. Для исполнения этих двух произведений были стянуты значительные музыкальные силы — хористы из разных музыкальных учреждений Саарбрюккена и Национальный филармонический оркестр России со своим главным дирижером Владимиром Спиваковым в качестве общего руководителя этого события. Немецко-французский телеконцерн ARTE организовал прямую трансляцию концерта, так что под светом прожекторов весь церковный свод был погружен в мистическую ауру.

Хотя теперь Реквием Моцарта принято исполнять небольшим «аутентичным» составом, большой хор и симфонический оркестр придали произведению бόльшую весомость и выразительность, особенно в наиболее драматичных частях. Спиваков уверенной рукой управлял всей массой исполнителей, хотя хористы иногда не совсем точно реагировали на его быстрые темпы в хоровых фугах (может, из-за большого расстояния), но он неизменно вел свою линию. Квартет солистов был очень органичен — гибкое сопрано Софии Фоминой, округлое меццо Анке Фондунг, несколько героический тенор Иэна Стори и крепкий бас Вольфганга Шёне. Их задачи усложнились в Реквиеме Сен-Санса, где наибольшая часть пения в Ординарии ведется в григорианском стиле.

Композитор сочетает собственный выразительный язык с историческими находками церковного музыкального возрождения. Так он не избегает звуковых эффектов: вся партия органа (Бернард Леонарди) и особенно в Tuba Mirum, переливы арфы в Benedictus, тембр двух английских рожков, мрачное гудение органа. Оркестр играл свои партии с соответствующим разнообразием и поддерживал хор в нужном настроении вплоть до раздумчивого выдоха в Amen. В отличие от реакции на Моцарта, публика пребывала некоторое время в почтительном молчании, прежде чем взорваться бурными аплодисментами, которые полностью заслужил этот вдохновенный концерт.

Хельмут Факлер, Saarbrücker Zeitung. 12.11.2018

Фото Сергея Гращенкова

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *