(Русский) Дирижеры-стажеры НФОР: «Самое сложное — заслужить доверие музыкантов»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Культура.РФ» публикует эксклюзивное интервью с шестью дирижерами — Петром Гладышем и Дмитрием Матвиенко, Арифом Дадашевым и Арсентием Ткаченко, Александром Хумалой и Сергеем Акимовым. Они рассказали читателям портала о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать руководитель оркестра, и о сложностях профессии.

Петр Гладыш

— Какими качествами должен обладать дирижер?

— Как виолончелист я работал в разных оркестрах со многими дирижерами разного уровня, разных возрастов и национальностей. Но было одно дирижерское качество, которое всегда сразу располагало к себе. При его проявлении всегда хотелось пойти навстречу, выложиться на сто процентов. Это качество — солидарность. Это когда дирижер ощущает себя частью коллектива, понимает специфику инструментов и технические сложности, которые могут быть с ними связаны, сопереживает музыкантам, беспокоится об их физическом состоянии, не доводит на репетициях оркестр до изнеможения и в нужный момент дает музыкантам возможность поберечь себя, чтобы сохранить силы для выступления. Когда он не формально, а искренне сочувствует, что у кого-то болит зуб, а у кого-то ребенок заболел, и понимает, что все мы живые люди и все «в одной лодке». Вот такого дирижера примут в любом коллективе. Подобное отношение нельзя изобразить или попытаться скопировать: музыканты очень хорошо чувствуют лицемерие и сразу это раскусят.

Я счастлив, мне действительно повезло в жизни: я работаю с таким дирижером, который не делит оркестр на начальников и подчиненных и с искренним уважением и интересом относится к каждому оркестранту. А поддержка, которую дает оркестр в свою очередь, — это действительно дорогого стоит. Такое чувство локтя — большая редкость как в музыкальном коллективе, так и в любом другом.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— В те приятные моменты, когда дирижируешь такие жемчужины классической музыки, как, например, Адажиетто из пятой симфонии Малера, или третью часть струнной серенады Чайковского, или третью часть из «Шехерезады» Римского-Корсакова, ты начинаешь ощущать этот невыразимо красивый звук. Он осязаем, ты чувствуешь, как мягкое и теплое звучание оркестра струится под пальцами, и физически ощущаешь его плотность. В такие моменты палочка автоматически отправляется на пульт.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— Третья часть Четвертой симфонии Малера.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— Сложность для начинающего дирижера, на мой взгляд, состоит в следующем. Обучение в учебном заведении — это домашние занятия с партитурой перед зеркалом и дирижирование в классе с двумя концертмейстерами. И вот, значит, ты так долго занимался, добился «идеального жеста» и наконец-то впервые в жизни с нетерпением вышел к оркестру! И... понимаешь, что пиццикато у струнных по твоему показу были сыграны не вместе, вступления духовых получаются вместе не всегда, а блестящие аччелерандо, которые были так убедительны в воображении дома перед зеркалом, — здесь вообще исполняются очень неохотно и стоят тебе больших усилий. То есть для более слаженных действий в большом коллективе дирижеру нужны какие-то иные средства.

Как сказал один великий дирижер, «дирижирование — это опыт». Обучение — это и бессонные ночи с партитурами перед зеркалом, и занятия в классе с профессором и концертмейстерами, и дирижирование струнным оркестром, и, наконец, работа с большим симфоническим оркестром. Сложность в том, что между этими ступенями пролегает целая пропасть — и начинающий дирижер должен быть готов туда шагнуть.

Через этот этап, конечно, проходят все. Главное — в нужный момент не поддаваться излишней рефлексии и шаг за шагом приближаться к высотам в этой очень непростой, но безумно интересной профессии.

Дмитрий Матвиенко

— Какими качествами должен обладать дирижер?

— Есть очевидные качества, которыми должен обладать любой человек, ведущий за собой группу людей, — воля, харизма, дипломатия. В случае с дирижерской профессией сложно перечислить все.

Чтобы лучше понимать музыку, дирижер должен быть фанатиком своего дела, иметь широкий кругозор, знать иностранные языки. А еще обязательный компонент — удачливость. За последнее десятилетие конкуренция значительно выросла, о чем можно судить хотя бы по количеству заявок на дирижерские конкурсы. Очень важно попасть в нужное место в нужное время и проявить себя по максимуму.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— Я думаю, что нет особой разницы между управлением палочкой и без нее. Не принципиально, каким именно образом и с помощью чего ты воздействуешь на музыкантов. Важно, чтобы они тебя чувствовали, дышали вместе с тобой, тогда можно и вовсе не дирижировать. Должна возникнуть особая взаимосвязь, тот незримый контакт, который бывает у самых близких людей, когда не нужно ничего говорить, а все понятно.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— Нет в этой профессии деления на простые произведения и сложные. Однако многие дирижеры считают самым сложным произведением то, которое у них сейчас в работе. И я их понимаю. Заниматься симфониями венских классиков можно так же бесконечно долго, как и работами композиторов любого стиля, будь то Брукнер, Дебюсси или Штокхаузен.

Если же мы говорим о технической стороне вопроса, то здесь тоже не будет как такового деления: начало Пятой симфонии Бетховена ничуть не проще начала Шестой симфонии Чайковского или военного Реквиема Бриттена.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— В профессии любого музыканта, а дирижера в особенности, самая сложная задача — реализация своих амбиций и идей.

Сейчас такое время, когда крайне трудно идти по пути истинного художника. Из оркестров стараются выжать как можно больше концертов и спектаклей в сезоне, поэтому даже дирижерам первой величины редко дают больше трех-четырех репетиций на программу. Хотя оркестранты и могут быстро выучить нотный материал, для глубокого погружения в музыку этого недостаточно. И часто приходится задавать себе вопрос, который профессор Московской консерватории Геннадий Рождественский задает абитуриентам: «А зачем ты хочешь этим заниматься?»

Ариф Дадашев

— Какими качествами должен обладать дирижер?

— Музыкальный вкус, порядочность, воля, объективность, чувство юмора.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— Мне кажется, руки в целом более выразительный инструмент для контакта с оркестром.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— На этот вопрос не могу ответить однозначно. Каждое музыкальное произведение сложно по-своему. Исполнение любого сочинения — это совместный творческий поиск дирижера и музыкантов оркестра.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— Самое сложное — заслужить профессиональное доверие музыкантов, ведь в процессе исполнения дирижер и оркестр должны быть единым целым. Именно в этот момент совершается чудо — рождение музыки.

Арсентий Ткаченко

— Какими качествами должен обладать дирижер?

— Безусловно, нужно быть лидером и обладать харизмой, чтобы заинтересовать артистов оркестра. И конечно, нужно очень много знать — ведь очень важно завоевать уважение и профессиональное доверие музыкантов.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— В любом случае палочка является продолжением руки — они, можно сказать, одно целое. Однако дирижирование палочкой делает жесты более разнообразными и четкими, особенно в подвижных темпах.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— Все зависит от класса оркестра и дирижера. Думаю, что с Национальным филармоническим оркестром России самое сложное произведение превратится в интереснейшую подготовку к концерту. И результат будет блестящим.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— Мое кредо — это донести до публики наши с оркестром музыкальные идеи и эмоции, связанные с произведением. Слушатели в зале не должны остаться равнодушными. В этом случае происходит чудо по имени Музыка — когда без слов мы можем испытать самые глубокие чувства.

Александр Хумала

— Какими личностными качествами должен обладать дирижер?

— Терпение, трудолюбие, твердость характера.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— Думаю, что наличие или отсутствие палочки у дирижера не принципиально для музыкантов оркестра. А вот если он дирижирует без головы — без понятия о том, что делает, — для музыкантов это довольно трудно. Так что я выбираю голову.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— Для меня самое сложное для дирижирования — это музыка Моцарта. И «Весна священная» Стравинского — технически непростое произведение.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— Наверное, самое сложное в профессии дирижера — это понимать, что невозможно исполнить произведение именно так, как задумал его композитор. И при этом стремиться к этому идеалу ценой всей своей жизни.

Сергей Акимов

— Какими личностными качествами должен обладать дирижер?

— Умением любить и безупречным чувством ритма.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— Прекрасно понимаю людей, которые предпочитают дирижировать без палочки. Однако для меня палочка является не только продолжением руки, но и «волшебным пером», которым я иллюстрирую произведения.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

— Оно еще не написано.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— Быть самим собой.

Источник: портал "Культура.РФ"

 

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *