Истоки

Все началось с идеи Михаила Плетнева, организатора Российского национального оркестра (РНО, 1990) и его главного дирижера. В 1999 году он, редкостный, тончайший музыкант решил сосредоточиться на фортепианном исполнительстве и композиторском творчестве. А пост главного дирижера предложил Владимиру Спивакову. Решение для Спивакова было непростым, и с цветаевской мыслью – всю жизнь идти в плаще ученика – он принял предложение. Плетнев же остался почетным дирижером оркестра. Позднее, собирая собственный симфонический оркестр, Владимир Теодорович признавался: «Как человек вырастает из костюма, так и мне тесно стало с «Виртуозами Москвы». Расставшись с одним оркестром в 2002 году, он обрел новый – в 2003-м. Ему была предоставлена редкостная возможность собрать свой симфонический оркестр и стать его руководителем. В пресс-релизе нового оркестра говорилось: «Национальный филармонический оркестр России (НФОР) стал первым большим симфоническим оркестром, появившимся в России в постперестроечное время не только при поддержке, но и по инициативе государства. Создавая этот творческий коллектив, правительство РФ фактически определило новую культурную политику страны, оправившейся от финансовых и политических катаклизмов, и поставило актуальную задачу перед российскими музыкантами: НФОР должен стать символом музыкальной культуры новой России, соединив в своем творчестве великие музыкальные традиции страны и мира и достижения лучших музыкальных коллективов и дирижеров, чьи имена произносятся сегодня с величайшим пиететом. Оркестр возглавил Владимир Спиваков – музыкант высочайшего уровня, великолепный скрипач и дирижер, снискавший всемирную славу. Его безусловный авторитет в музыкальном мире и энтузиазм большого художника послужили залогом реализации поставленных задач, а творческое и человеческое обаяние маэстро позволили создать в коллективе неповторимую атмосферу». Конструктивную помощь Спивакову оказал лично Президент России Путин, не допустив «утечки» дирижера за границу, где его ждали девять оркестров. 24 января 2003 был издан приказ «о создании федерального государственного учреждения культуры «Национальный филармонический оркестр России». Задачи перед новым оркестром ставились типично спиваковские: лучшие музыканты, лучшие инструменты, лучшая нотная библиотека, лучший менеджмент. Дирижер сразу же позаботился об инструментах для новых подопечных: кроме «наследственного» Гобетти отдал музыкантам всю коллекцию своих скрипок и альтов, включая скрипку, купленную ему в детстве отцом, на которой он завоевал первую премию в Монреале. В дальнейшем полный комплект оркестровых инструментов подарила оркестру пивоваренная компания «Балтика». Следует обратить внимание, сколь многих дирижеров пригласил Спиваков для работы с новым оркестром. На опыте такого титана, как Светланов, Спиваков убедился в опасности безраздельной монополии одного руководителя. Он установил пост главного приглашенного дирижера и предоставил его сначала немцу Томасу Зандерлингу, затем – австрийцу Иону Марину. Учредил ставки штатных дирижеров, которые заняли Теодор Курентзис и Владимир Симкин. Кроме того, сразу же наметил перспективу работы с его оркестром многих мэтров из разных стран. По материалам книг В.Н. Холоповой «Путь артиста. Владимир Спиваков» и «Но и мелодия - любовь. Владимир Спиваков».