Владимир Спиваков: «Работа музыканта – пожизненное заключение»

Выдающийся дирижер и скрипач рассказал «НВ», что отдыхать он не умеет – загорает с партитурой, а плавая в море, дирижирует Один из лучших скрипачей мира. Выдающийся дирижер. Создатель легендарных «Виртуозов Москвы» и Национального филармонического оркестра России. Президент Московского международного дома музыки. Основатель Международного благотворительного фонда поддержки одаренных детей. Слава Владимира Спивакова давно перешагнула границы обыкновенной популярности. Он дал десятки (если не сотни!) интервью, и мы, кажется, знаем о нем все. Правда, тут следует уточнить: почти все. Потому что в интервью «НВ» знаменитый музыкант раскрылся с абсолютно неожиданной стороны. – С вашим, Владимир Теодорович, именем, насколько я знаю, не связано ни одного скандала, о вас даже не сплетничают. Вы действительно такой абсолютно положительный человек или у вас все-таки есть недостатки? – Я, честное слово, и сам не знаю. В каком-то смысле, наверное, положительный, это так. Но недостатки есть. Их даже много. У меня, например, всегда страшный беспорядок на столе. Мой импресарио Мишель Глотц всегда говорил об этом: «Russian bоrdel…» Слишком мало внимания уделяю собственным детям – даже меньше, чем чужим… Полный профан в финансовых вопросах... Иногда мне слишком хочется спать, а ведь сон – это поглощение времени… И еще я не всегда могу сдержаться, иногда срываюсь. – Вообще-то музыкант не может быть неэмоционален. Но, судя по всему, вы не позволяете себе без особой на то причины обидеть или уж тем паче оскорбить человека. – Мне это не свойственно. Но ответить как следует могу. Слава богу, с шестнадцати до девятнадцати лет дрался на ринге. – Извините, но вот уж кого точно не могу себе представить, так это скрипача в боксерских перчатках! – Правда? Но такое на самом деле было, вначале в Ленинграде, а потом в Москве, в Лужниках. Так что у меня в этом отношении немалый опыт, можете мне поверить. – С вами точно не соскучишься! А вам, кстати, самому бывает когда-нибудь скучно? – Нет. Потому что у меня практически не бывает свободного времени. Я живу в тисках жесткого расписания. Даже если и получается отдохнуть, музыка все равно не оставляет душу в покое. Загораю на пляже с партитурой, плыву в море – дирижирую, только что ноты с собой не беру. – Что такое вообще музыка, Владимир Теодорович? Вы можете это точно сформулировать? – Вполне. Музыка – это закодированные эмоции человечества. – А талант? Что такое талант? – Крест. Крест, который человек должен нести всю жизнь. – То есть талант – не дар Божий, а скорее наказание? – Да нет же! Когда человек занимается созиданием, он счастлив. Потому что созидание несет в наш мир добро. – Талант и слава не всегда идут рука об руку. Те, кто не достиг известности, всегда жалуются на невостребованность. Люди знаменитые, наоборот, говорят, что страдают от избытка внимания к себе. Что, по-вашему, тяжелее дается творческому человеку? – Я об этом думал, и неоднократно. Мне кажется, самое главное для любого из нас – прожить свою жизнь, а не чужую. Мир такой огромный, что места в нем хватит абсолютно всем. Но при этом надо понимать: творческих людей обижать нельзя. Чтобы выйти на сцену, они трудятся как каторжные, и подчас слава кажется им заменой даже личного счастья. Но, наверное, вы помните, что сказала об этом Анна Ахматова? Она просто гениально заметила: «Молитесь на ночь, чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым». Я думаю, она имела в виду именно то, что люди иногда норовят залезть в душу своего кумира в галошах… К тому же я и сам не раз сталкивался с тем, что даже собственные друзья, используя мое имя как бренд, делают то, что мне совсем не по вкусу. Правда, с другой стороны, когда твое имя известно, тебе проще чего-то добиться, легче принести пользу людям. – Ваш благотворительный фонд помог очень многим, но ведь наверняка далеко не всем, кто к вам обращался. Как вы отбираете тех, кому обязательно нужно перечислить деньги, а кому – нет? – Честно говоря, в стране столько проблем, столько бедных, что помочь всем, кто действительно нуждается, получается не всегда. Но и писем, вызывающих у меня удивление, тоже приходит немало. Бывают даже такие: «Оплатите, пожалуйста, мой отдых на Канарах!» – Хм… Это уже точно за гранью… – Такие просьбы мы, естественно, не удовлетворяем. А вот мальчику, сыну екатеринбургского священника, которому требовалась срочная операция на сердце, конечно, помогли. И восемнадцати североморским одаренным детям выплачиваем стипендии, и для вологодских ребятишек купили скрипки… Факты говорят сами за себя: у нас в России и в бывших советских республиках сегодня вряд ли есть место, где не было бы детей, которым помог фонд. Кстати, будь моя воля, я бы все концерты делал благотворительными, чтобы деньги шли на добрые дела. То есть чтобы мы, скажем, где-то выступили и оплатили бы пятидесяти детям операции… – Так ведь необязательно и выступать, можно перечислять на благотворительность деньги, заработанные на продаже дисков. – Ой, не люблю я эти музыкальные консервы… В живом исполнении чувствуется нерв, а красота смонтированных звукорежиссером аудиопостроений, как ни крути, все равно остается равнодушной. – Согласен. Правда, некоторые ваши коллеги говорят, что живые выступления скоро отомрут, уступят место гораздо более доступным и дешевым интернет-трансляциям. Вы с этим согласны? – Это не так. Отвечу вам прямо: детский фестиваль «Москва встречает друзей», который ежегодно проводит мой фонд, в этом году слушали через интернет более миллиона людей, причем не только россияне. Тем не менее, поверьте мне, залы всегда полны. Не только в столицах, но и в провинции на концерты приходит невероятное количество публики. Люди идут на концерт, чтобы духовно наполниться, так разве ж можно для таких слушателей работать иначе, как на разрыв аорты? Но зато потом мы чувствуем невероятную отдачу. Могу сказать о себе: я буквально живу энергией публики, и это – настоящее наслаждение. – Все так, но, к сожалению, сегодня классическую музыку не поддерживают ни радио, ни телевидение, ни государство. – Я думаю, власти должны наконец понять, что Россия едина не одним спортом. В Книге Бытия сказано: «Зерна Добра, посеянные с Любовью, непременно дадут плоды, ибо взращенное Добро умножается». Так неужели кто-то не понимает, что в этом трудном деле один из главных помощников – истинное Искусство! Искусство с заглавной буквы, несущее вечные ценности из века в век, от поколения к поколению. – Поэтому вы и обратились к президенту с предложением усилить в школах преподавание музыки? – Я сказал Путину о том, что детям нужно обязательно изучать не только буквы и цифры, но и ноты. Это позволит привить им любовь к музыке, развить их таланты. Владимир Владимирович пообещал рассмотреть это предложение. – Ну что ж, будем надеяться… – Да… А что касается этого вопроса, могу добавить еще одну мудрую мысль, которую когда-то высказал мой учитель Юрий Исаевич Янкелевич. Он говорил: «Хороший педагог – вовсе не тот, кто может научить талантливого человека прекрасно играть. Хороший педагог – тот, кто может заставить проявить талант человека средних способностей». – Но это же огромный труд! – Так ведь вдохновение и приходит лишь тогда, когда за ним стоит титанический труд! Музицирование можно сравнить с актом сотворения мира заново. Работа музыканта не что иное, как пожизненное заключение. Если человек серьезно относится к музыке, ему каждый день необходимо все начинать сначала. – Признайтесь честно, Владимир Теодорович, вам никогда не хотелось заняться не музыкой, а чем-то другим, менее трудо- и энергоемким? – Нет. Никогда. Да, я понимаю, что когда-нибудь мне придется расстаться с любимым делом, – у всего на свете есть свой срок, отпущенный природой. Но пока я хочу только одного – чтобы все это просто продолжалось… По материалам газеты «Невское время» от 4 октября 2012  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *