Брух и Бетховен. Владимир Спиваков, Вадим Глузман и НФОР в Зале им. Чайковского
29 ноября 2012 года состоялся очередной концерт в рамках абонемента Концертного зала им. П.И.Чайковского под названием «Лёд и пламень». Выступали Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением его бессменного главного дирижера и художественного руководителя Владимира Спивакова и Вадим Глузман в качестве солиста. Контраст в программе, продиктованный наименованием абонемента, состоял в сопоставлении двух отделений: лиричнейшего первого с музыкой Бруха и динамичнейшего второго с музыкой Бетховена. Владимир Спиваков в очередной раз проявил верность себе, выведя с собой на эстраду яркого музыканта, до сих пор почему-то неизвестного российской публике. Да и Макс Брух – нечастый гость в российских концертах. Таким образом, просветительская миссия Спивакова в этой программе выразилась вполне определенно.
Макс Брух как композиторская фигура примечателен тем, что будучи современником Рихарда Штрауса, Гуго Вольфа, даже нарождавшейся нововенской школы – Шенберг, Берг, Веберн, - оставался верен линии Мендельсона и Шумана, не расставаясь с лирикой и мелодикой. В свое время он был невероятно популярен, но позднее его заслонили более новые и оригинальные композиторские личности. Спиваков в свой концерт включил наиболее значимое сочинение Бруха – Первый концерт для скрипки с оркестром, добавив к нему совсем неизвестный одночастный «Романс» для скрипки с оркестром ля-минор, построенный на музыкальных темах, близких Первому концерту. Эта музыка и стала зоной Лирики на всё первое отделение концерта.
«Романс» Бруха по замечательному мелодизму близок Брамсу, даже схож с восхитительной темой 2-й части его Скрипичного концерта. Первый концерт для скрипки Бруха также выдержан с большой долей лирического мелодизма, отчего он «перестроен» по сравнению с классическими концертами. Его 1 часть под необычным названием Прелюдия. Allegro moderato отталкивается от певучего начала Скрипичного концерта Мендельсона. 2 часть – Adagio, и только 3 часть, финал - Allegro energico.
Солировавший все первое отделение Вадим Глузман предстал как зрелый мастер, с превосходным скрипичным звуком, сочным, насыщенным, богатым, безупречный технически. Он оказался представителем прославленной школы Захара Брона, у которого учился в России, затем продолжил занятия в Израиле и США. Стал пропагандистом современной музыки, в том числе авторов из бывшего СССР – Арво Пярта, Петериса Васкса, Гии Канчели, нашей соотечественницы Софии Губайдулиной. Сейчас живет в Израиле. На концерте во всю игру Глузмана чутко встраивался НФОР. С новой стороны показал себя солист в сочинении на бис - известнейшем Гавоте ми мажор из Партиты Баха для скрипки соло. Играл живо, с контрастными штрихами, представив почтенного маэстро молодым и склонным к игре и шутке. Публика приняла его с горячим восторгом.
Второе отделение было посвящено Седьмой симфонии Бетховена. Исходя из принципа «Лёд и пламень», оно составило полную противоположность первому по художественно-исполнительской задаче, образовав зону Динамики. Такое сопоставление продолжило идею одного из недавних концертов под управлением Спивакова, где солировал Николай Луганский (в Четвертом концерте Бетховена), а оркестр исполнял Четвертую симфонию Брамса. Мою заметку о том концерте я назвала «Лирика и динамика».
Седьмая Бетховена постоянно присутствует в мировом симфоническом репертуаре, и НФОР ее также ранее исполнял. Но на этот раз увиделось иное, и очень целенаправленное ее решение. Если у других интерпретаторов этого произведения, например, Клаудио Аббадо, даже в быстрейшем темпе взвивавшиеся мелодии полнились достаточной певучестью, а весь эмоциональный тонус был определен стремлением к светлой радости, установкой Спивакова стала мощно несущаяся несокрушимая энергия, принизывающая весь музыкальный материал. Несокрушимость движения симфонии выразилась еще и в фактическом отсутствии цезур между частями (игра attacca), так что все крупные четыре симфонические части слились в один монолит. Но здесь следует сказать еще об одной задаче дирижера и соответствующей трудности. Со скрупулезной точностью была проработана каждая деталь – фраза, ритм, баланс оркестровых групп, соотношения инструментальных партий, нарастания, кульминации и т.д. Конечно, где требовала музыка, возникали и оазисы мелодического пения, как в знаменитом Allegretto, траурном шествии, где акцент делался не на ритме, а на замечательном певучем контрапунктическом голосе. А в итоге от мастерского сочетания предельно точной «проговоренности» каждого музыкального «слова» с невиданно стремительной энергетикой в их подаче возникало ощущение такой динамической наполненности, от которой захватывало дух и которая превзошла напряжение обычного академического концерта. И если даже не согласиться с установкой на такую энергетику в симфонии Бетховена, бесспорно одно: Спиваков улавливает стихийные динамические импульсы, идущие от современной жизни, современного человека, от молодежи. И имеет закономерный успех.
Но примечателен бис, завершивший этот вечер. Он оказался неожидан: Менуэт Шуберта ре минор, с оттенком траурной хоральности, эдакое memento mori. А это –уже голос зрелости, мудрости, призывающий к серьезному раздумью…
Автор: Валентина Холопова