Владимир Спиваков: «Талантливые молодые люди и сам конкурс Янкелевича в Омске создают достойный имидж нашего Отечества»

5 июня в Омске завершился фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова представил пять музыкальных программ на сцене Концертного зала Омской филармонии. К участию в фестивале были приглашены талантливые молодые солисты, покорившие омскую публику. На пресс-конференции, посвященной фестивалю, омичи смогли задать интересующие вопросы художественному руководителю и дирижеру Национального филармонического оркестра России Владимиру Спивакову и директору музыкального коллектива Георгию Агееву. – Я рад, что мы снова в Омске, – отметил Георгий Евгеньевич. – Говорю это совершенно искренне, потому что организаторы фестиваля, как и в прошлом году, приняли оркестр на очень высоком уровне. В городе есть все для проведения фестиваля: прежде всего, прекрасный зал. Думаю, не только Владимир Теодорович, но и другие выдающиеся музыканты многократно говорили о том, какими замечательными характеристиками он обладает. Не надо считать, что это дань вежливости, мы абсолютно искренни. Я не могу назвать ни одной площадки в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, на которой мы бы работали с таким удовольствием. Это очень важно, потому что принимать фестиваль « Владимир Спиваков приглашает…», извините за нескромность, хотят в очень многих городах, а проводится он пока только в двух, помимо Москвы, – это Омск и Пермь, в которой мы выступаем значительно дольше. В листе ожидания у нас порядка 12-15 городов – очень крупных, богатых, расположенных в самых привлекательных местах России. Георгий Евгеньевич, как формируется программа фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»? Г. Агеев: Во-первых, у нас есть свой круг артистов, который не ограничивается исключительно их медийной популярностью в нашей стране. У нас есть свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Возможно, многие бы хотели, чтобы каждый год в составе фестиваля были исключительно «раскрученные» люди, имена, которые известны абсолютно всем. Но каким образом вы узнаете о тех, кто буквально завтра станет славой и гордостью российского музыкального искусства, о тех, кто сегодня на Западе известен лучше, чем в своей собственной стране? Это очень важное направление. Составить фестиваль из популярных имен намного проще, чем привезти к вам такого мальчика, как Даниил Харитонов, который – даю гарантию – очень скоро будет знаменит и победит на всех конкурсах в нашей стране и на Западе. Завтра о нем будет знать весь мир, а у омичей есть счастливая возможность познакомиться с ним в начале карьеры. Афиши фестиваля очень сбалансированы: если вы обратили внимание, есть и инструменталисты, есть и певцы. Мы делаем небольшой, но элитный фестиваль – по самым высоким требованиям, которые предъявляем к каждому исполнителю. Вопрос Владимиру Теодоровичу. Расскажите о ваших впечатлениях от фестивальных концертов, которые уже прошли в Омской филармонии? В. Спиваков: Это были очень серьезные, хорошие концерты. Такие программы мы играем в Вене, Лондоне, Нью-Йорке и абсолютно никакой скидки для себя в Омске мы не делали. Оркестр в блестящей форме, публика чудно слушает. Это неудивительно, в Омске чувствуется атмосфера высокой культуры. Сейчас меня очень порадовал Надир Хашимов, который открывал наш фестиваль (Омску он известен как лауреат второго конкурса имени Ю. Янкелевича). Его папа рассказал мне, как много он занимался перед тем, как приехать в Омск. Я спросил: «Почему так много?» Папа Надира ответил: «А как же, надо ведь отчитаться перед Омском». И действительно он достойно отчитался, играл на скрипке, которую заработал своим трудом на вашем конкурсе. Кстати, мы наблюдаем и за Сережей Догадиным – победителем прошлого конкурса Янкелевича. Он очень хорошо развивается, у него много концертов в Европе. Эти талантливые молодые люди, сам конкурс Янкелевича в Омске – все это в целом создает достойный имидж нашего Отечества, нашей страны. Владимир Теодорович, в эти дни в городе идет обсуждение стратегии развития Омской области, чтобы вы могли посоветовать ее разработчикам? В. Спиваков: У Владимира Соловьева, русского философа, есть статья «Когда Россия свернула со своего пути». И там он пишет, что путь России, ее основной спектр развития – это духовный спектр. Все сферы искусства – это своего рода мостик между духовным и материальным. Как вы видите, история не опровергает его сентенцию. Мы не сумели достичь очень высокой позиции в материальном плане (так во всем мире, не только у нас), поэтому, думаю, нам надо опираться на то, чем всегда была сильна Россия – на духовное, на наши корни. Это создает совершенно другую атмосферу в обществе – атмосферу гармонии, спокойствия, толерантности, доверия. В одном интервью, говоря о публике, вы сказали, что в Америке слушатели больше ориентируются на содержание программ, в России – на имена. Чем вы можете это объяснить? В. Спиваков: В Америке у определенной прослойки общества считается, что не ходить на концерты или в оперу – это как-то нехорошо, даже в каком-то смысле унизительно для самого себя. А у нас такого разделения нет, поэтому публика приходит на выступления людей, которых она знает и которым доверяет. Все знают, что я тоже просто так никого не приглашу – я уверен в музыкантах, с которыми сотрудничаю. В следующем году исполнится 20 лет с момента создания вашего Благотворительного фонда. Как вы собираетесь отмечать этот юбилей? В. Спиваков: Я вообще-то не «юбилейный» человек, всегда хочу уехать куда-нибудь под Рязань, в лес... Но 20 лет – это, конечно, большая дата. В принципе, у нас есть программа «Виртуозы Москвы – сегодня и завтра», ее открывают семилетние дети, которые только пришли в фонд, и завершают музыканты старшего возраста. Так что особых, невероятных вещей, которые требуют денег, мы не планируем. Деньги нужны не для того, чтобы пускать пыль в глаза, а для того чтобы реально помогать детям или другим фондам. Вот, например, наш фонд помогает фонду «Артист», который ведут Евгений Миронов и Мария Миронова. У нас есть программа «Дети на обочине»: юные музыканты играют для детей, которые находятся в детских колониях. Эти ребята не родились преступниками, поэтому необходимо работать с ними, взывать к тому хорошему, что в них есть. Недавно образовался новый фонд «Дети – бабочки», его ведет актриса Ксения Раппопорт. Фонд помогает детям, страдающим болезнью, которую врачи не могут вылечить. К ним даже нельзя притронуться – лопается кожа. У нас таких детей больше тысячи, поэтому мы пошли навстречу фонду и очень здорово, мне кажется, помогли. Первого июня, в день защиты детей состоялся благотворительный концерт моего фонда, и я сам лично отправил свой гонорар в фонд «Вера» - на строительство детского хосписа, которого в Москве еще нет. Это очень сложная ситуация, потому что мало кто отдаст своего умирающего ребенка в такое заведение, но, тем не менее, облегчить его страдания там можно. В романе Альбера Камю «Чума» герой говорит о больном ребенке: «В нем страдает Господь». Поэтому важно то, что сделано и что делается. А юбилей не так уж важен… Ваших выступлений ждут во многих городах. А как вы решаете, куда стоит поехать с концертами? Влияет ли ваше отношение к уровню культуры в городе на то, проводите вы там фестиваль или нет? В. Спиваков: К сожалению, по три концерта в один день в разных городах я играть не могу. Потому что это очень трудно физически, психологически, я не имею права так утомлять людей. Это же колоссальная эмоциональная нагрузка: артисты буквально оставляют капли крови на сцене, а не просто так водят смычками. Иначе невозможно проникнуть в душу человека и создать необходимую атмосферу. Поэтому приходится выбирать. Но я жду, например, когда будет возможность поехать в Грузию. По этим концертам мы соскучились. Там была сложная политическая обстановка, были жесткие решения со стороны наших государств. Но мы не должны забывать, что есть правительство, а есть народ. Скажите, пожалуйста, с кем вам сложнее и интереснее работать: с именитыми, состоявшимися музыкантами или с начинающими звездочками? В. Спиваков: С начинающими, потому что у тех, кто уже состоялся и пятьсот раз играл одно и то же сочинение, многое в работе становится шаблонным. Мне нравится работать с молодыми еще и потому, что я могу им что-то подсказать, чему-то научить. У них нет опыта, но есть риск. А у опытных людей риска очень мало, нет того сиюминутного рождения музыки, которое очень ценно. Я люблю, когда звучит не просто выученная, зазубренная вещь, а когда музыка рождается на наших глазах. Часто ли вам приходится наблюдать, как молодые исполнители не справляются с пришедшим к ним успехом? В. Спиваков: Иногда приходится. Бывает, что родители мешают развиваться своим чадам. Не надо проживать жизнь своих детей, у них должна быть творческая свобода и время для отдыха. Например, я помню, мы подарили компьютер Дане Харитонову с одним условием: прежде чем он не поиграет четыре часа на инструменте, он к компьютеру не подходит. Я его спрашиваю: «Скажи, ты держишь свое слово?» Он говорит: «Да, Владимир Теодорович, 4 часа занимаюсь – а потом компьютер». Владимир Теодорович, вы очень тепло говорите об Омске. Примите ли вы участие в праздновании его 300-летия? Мы специально перенесли на один год конкурс Ю. И. Янкелевича, чтобы его проведение совпало с юбилеем города. И вот буквально в последний день перед моим отлетом в Омск, я был на вручении премии Олега Ивановича Янковского, где выступал «Копельман –квартет». Приехали Михаил Копельман, Борис Кушнир, Михаил Мильман, Игорь Сулыга. Они играли великолепно, просто высший класс. И мы как раз остались с Мишей Компельманом и обсуждали членов жюри, которые приедут на 300-летие города. Нам важно, чтобы конкурс по-прежнему был солидным, чтобы люди приезжали честные, чтобы все было на высоте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *