«Дирижерский карт-бланш» для Владимира Спивакова

18 января 2016 | Большой зал Московской консерватории Абонемент «Дирижерский карт-бланш» Солистка – Александра СТЫЧКИНА, фортепиано Дирижер – Владимир СПИВАКОВ Бетховен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром Малер. Первая симфония КУПИТЬ БИЛЕТ В «концертах доброй воли», как назвали слушатели абонемент «Дирижерский карт-бланш», неизменно принимает участие художественный руководитель НФОР Владимир Спиваков. На этот раз маэстро обращается к шедеврам австро-немецкого симфонизма. Выбор дирижера пал на Первую симфонию Малера, потрясшую Европу на излете музыкального романтизма и открывшую новую эру симфонической музыки, и эталон классицистской стройности – Первый фортепианный концерт Бетховена. Для участия в абонементе маэстро пригласил 12-летнюю пианистку Александру Стычкину. Несмотря на столь юный возраст, она уже стала лауреатом международных конкурсов, в том числе Astana Piano Passion. Весной 2015 года она вошла в число финалистов I Московского конкурса Владимира Крайнева. Александра – учащаяся ЦМШ (ученица Миры Марченко), стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, она активно гастролирует по России и за ее пределами и неоднократно выступала с маэстро и его коллективами на лучших московских сценах. «Для меня написать симфонию – это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир», – говорил Густав Малер. Таковой мир он выстроил впервые в 1888 году, закончив пятичастную композицию с подзаголовком «Титан», позаимствованным из романа Жан-Поля (И.П.Ф. Рихтера, 1763-1825) – видного немецкого писателя и публициста, творчество которого складывалось в традициях сентиментального романа и просветительской сатиры и оказало влияние на многих композиторов-романтиков. В 1896 году Малер скомпоновал музыкальный материал в четыре части, а накануне публикации партитуры Первой симфонии (1899) отказался от программного заголовка, придя к выводу, что слушатели не улавливают связи музыки с романом. Во многом образный строй (и часть тематизма) Первая симфония заимствует из написанного незадолго до нее вокального цикла Малера «Песни странствующего подмастерья». С героем цикла, находящемся в конфликте с миром и в идиллическом единении с природой, композитор отождествлял самого себя. Бетховен впервые исполнил свой Первый клавирный концерт в 1795 году в Вене, где завоевал репутацию блистательного импровизатора. Эффектный виртуозный опус апеллирует к поздним моцартовским концертам в той же тональности, однако для своего времени он стал во многом сочинением новаторским – продолжительным, технически сложным. В наибольшей мере индивидуальность Бетховена проступает в музыке интимного, певучего Largo, в котором безошибочно узнаваем автор глубоких выразительных инструментальных арий – медленных частей «Патетической сонаты» и концерта «Император».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *