ИД «Компаньон» (Пермь): Воздух, которым мы дышим

В Пермской краевой филармонии прошёл X фестиваль «Владимир Спиваков приглашает»

Это событие — огромная победа Пермской краевой филармонии. В апреле 2010 года симфонический фестиваль, который задумали вместе великий музыкант Владимир Спиваков и директор филармонии Галина Кокоулина, прошёл впервые и имел такой успех, что к проекту захотели присоединиться другие российские города. Городов-участников становится всё больше, фестиваль уже всероссийский, но Пермь остаётся первой и единственной: вот и в этом году во всех городах, в которых побывал и ещё побывает с фестивальным туром Национальный филармонический оркестр России (НФОР) во главе со Спиваковым, прошло по три концерта, а в Перми — целых пять!

Владимир Спиваков
Солируют Владимир Спиваков и его Страдивари 
Фото: Любовь Изгагина

Рассказывая о том, как готовится каждый фестиваль, Владимир Теодорович в шутку сетует, что Галина Кокоулина чрезвычайно придирчива к программе и составу участников: следит за разнообразием концертов, за тем, чтобы каждый год приезжали новые звёзды. Прошедшие 10 фестивалей — это настоящий музыкально-исполнительский тезаурус, сокровищница и хрестоматия современной российской классической сцены.

Юбилейный, десятый фестиваль — особый случай. Здесь каждый концерт — из разряда тех, пропустить которые непозволительно, но если всё же нужно выбрать какой-то один, то каждый меломан найдёт нечто по вкусу. «Сладкие» итальянские арии, философская музыка ХХ века, духовные оратории и барочный скрипичный концерт, русские титаны — Чайковский и Рахманинов, могучее симфоническое сочинение Брамса и «на десерт» — джаз. То же касается исполнителей: к большому симфоническому оркестру присоединился столь же большой хор, а среди солистов были и юные виртуозы, и состоявшиеся звёзды с мировыми именами.

Концерт открытия 5 июня задал тон всему фестивалю. Какая бы серьёзная музыка на нём ни звучала, основной настрой всего события — позитив, и в этом смысле первый концерт был настоящей декларацией: в программе была только красивая, мелодичная и всем понятная музыка. Это был вечер оперных арий, дуэтов и увертюр; в первом отделении звучали фрагменты из итальянских опер, к которым после перерыва добавились сочинения Чайковского и Дворжака. Молодые звёзды Екатерина Морозова (сопрано, Большой театр) и Алексей Неклюдов (тенор, «Новая опера») пели знакомые наизусть хиты так, будто они впервые звучат на публике. Неклюдову удалось проделать этот фокус даже с арией Ленского! Недаром «Новая опера» славится постановкой «Евгения Онегина», во время которой зрители искренне переживают за героев, хотя сюжет им, само собой, известен.

Завершился оперный гала бесспорными хитами — «Маттинатой» Леонкавалло и O mio babbinо caro Пуччини.

Ну и, разумеется, спели на бис.

Екатерина Морозова и Алексей Неклюдов
Поют Екатерина Морозова и Алексей Неклюдов 
Фото: Любовь Изгагина

Выступать на бис — это закон для Спивакова. Ещё 40 лет назад он следовал этому правилу, когда приезжал в Пермь с «Виртуозами Москвы», и с тех пор своему принципу ни разу не изменил. На фестивале Спивакова так поступают все солисты! Если в концерте три больших части, то, соответственно, и три «биса». Не меньше.

Второй концерт «отыгрался» за первый: если 5 июня звучали лёгкие мелодии, то 6 июня — серьёзная и сложная французская музыка рубежа XIX—XX веков, Массне и Равель. В Концерте №1 для фортепиано с оркестром Равеля солировал Андрей Коробейников, музыкант настолько блестящий и именитый, что его возраст — слегка за 30 — стал большим сюрпризом для многих слушателей.

Завершило концерт легендарное «Болеро» Равеля. Владимир Спиваков признался, что это исполнение вдохновлено образом Майи Плисецкой, для которой Морис Бежар поставил балет «Болеро».

Концерт 7 июня — середина и кульминация фестиваля. Это был длинный, серьёзный, наполненный вечер, разговор о сокровенном, тайна и исповедь. Недаром именно в этот день Владимир Спиваков вышел на сцену в качестве скрипача-солиста в Концерте для скрипки и струнного оркестра ми минор Антонио Вивальди. Вивальди и Моцарт — два композитора, творчество которых лучше всего корреспондирует с активным, светлым, лучезарным типом личности дирижёра. В своё время, ещё до начала дирижёрской карьеры, Спиваков прославился как скрипач — исполнитель музыки итальянского барокко, и до сих пор в этой области он — непревзойдённый виртуоз, да и скрипка ему под стать — Страдивари всё-таки. Нежнейшее пианиссимо, тончайшие верха… Это был концерт, ради которого стоило пожертвовать всем — и работой, и отдыхом.

Ещё раз доказал свою любовь к музыкальной Италии и умение играть эту музыку Спиваков во время непременного «биса» — сыграл «Молитву» Томазо Альбинони.

Вадим Эйленкриг
Вадим Эйленкриг и трубачи из Национального филармонического оркестра России составили квартет 
Фото: Любовь Изгагина

Начавшись со светлой и оптимистичной ноты, концерт постепенно двигался в сторону серьёзной духовной музыки. На сцене появился Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», которым талантливо руководит народный артист России профессор Лев Конторович. Продолжив тему Вивальди, хор и оркестр исполнили его «Глорию», а после перерыва — «Коронационную мессу» Моцарта. На бис же прозвучало «Тебе поём» — фрагмент из «Литургии Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова.

Этот «бис» Спиваков выбрал явно не случайно: так он построил музыкальный «мостик» к предпоследнему концерту фестиваля, самому большому и серьёзному, где музыка Рахманинова стала важным духовным посланием.

8 июня на сцену Большого зала Пермской филармонии вышли лауреаты III Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, патроном которого является Владимир Спиваков. Ни один его фестиваль не обходится без участия юных талантов, вот и в этот раз филармонический «Стейнвей» оказался во власти 16-летнего Романа Борисова, лауреата премии «Достижение», и 18-летнего Валентина Малинина, лауреата Гран-при конкурса. Программа при этом была более чем «взрослая» — юноши играли Концерт №1 для фортепиано с оркестром Брамса и «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова.

Роман Борисов и Валентин Малинин — полные противоположности. Борисов, удивительно похожий на юного Пушкина, 220-летие которого Россия отметила в эти дни, — юноша лиричный, вдумчивый. Он блестяще провёл мелодическую линию огромного брамсовского концерта, по продолжительности, объёму и сложности не уступающего мощным симфониям XIX века. Малинин — нервный, порывистый, весь какой-то летящий — идеально «рифмуется» с «Рапсодией» Рахманинова, со всеми её стремительными стаккато.

После того как молодые пианисты завершили выступление — каждый, разумеется, сыграл что-то на бис, — оркестр Спивакова не стал покидать сцену. Маэстро, подтянутый и стремительный, как 40 лет назад, буквально вспрыгнул на помост к дирижёрскому пульту, и начались «Симфонические танцы» Рахманинова — одно из главных произведений русской музыки ХХ века, мощное, трагическое, провидческое музыкальное высказывание о судьбе России и человечества. Зачастую дирижёры видят в этой музыке только трагизм, только предчувствие войн и других катастроф, но — не Спиваков. Его трактовка убедительно и проникновенно доказала, какой могучий заряд позитива содержится в творении Рахманинова. Это был не просто концерт, а битва добра со злом, и нетрудно угадать, кто победил.

Выступление юных пианистов слушали 8 июня особенные зрители: филармония пригласила и привезла на концерт семью Богомоловых из Александровска, где воспитываются — или уже воспитались — 15 детей. Старшей дочери 26 лет, младшей — семь месяцев. Семья прибыла в полном составе: дети Богомоловых учатся в музыкальной школе, играют на разных инструментах и могут составить целый семейный ансамбль, для них побывать на концерте Спивакова — истинное счастье. Надо было видеть мальчиков: в белых рубашечках, с аккуратными стрижками! Семимесячная малышка вела себя идеально, словно понимала, как важно для её семьи слушать эту музыку.

Перед тем как отправить Богомоловых домой в Александровск, сотрудники филармонии пригласили их за чайный стол — путь-то неблизкий… Когда же пришла пора звать гостей в автобус, хозяева события обнаружили в гостевой комнате идеальный порядок — нигде ни крошки, все чашечки вымыты!

Был и ещё один почётный гость концерта — девятилетний мальчик, который родился 7 апреля 2010 года — в день, когда открылся первый фестиваль «Владимир Спиваков приглашает».

Подобные события — очень в духе Спивакова. Каждый его фестиваль, даже каждый концерт — это не только культурное, но и гуманитарное и просветительское событие. Пермяки, побывавшие на концертах в его первый приезд в город в 1986 году, никогда не забудут, что маэстро не начал выступление, пока не убедился, что всех безденежных и безбилетных студентов, толпящихся у дверей в надежде проникнуть внутрь, пустили в зал и устроили на стульчиках прямо на сцене.

Нынче на сцене во время фестивальных концертов тоже стояли такие стульчики, а на них — зрители, которые не смогли купить билет, но очень хотели послушать выступление маэстро и его оркестра.

Победительное утверждение света, добра, веры в счастье прозвучало в последний фестивальный вечер, когда в живом, бодром, блестящем джазовом концерте дуэт НФОРу составила группа Eilenkrig Crew во главе с трубачом Вадимом Эйленкригом. Джазовый вечер с этим ярким харизматиком, красавцем и истинной звездой — эксклюзив пермского фестиваля, нигде, кроме Перми, в программе фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» 2019 года этого концерта нет. Это юбилейный подарок маэстро, признание роли Перми в создании всероссийского фестиваля.

Классические стандарты Майлса Дэвиса и Гленна Миллера, трогательные мелодии Пахмутовой и Ричарда Роджерса, смелые обработки классики — «Полёта шмеля» Николая Римского-Корсакова и «Аранхуэзского концерта» Хоакина Родриго… Удивительно, как преобразился строгий классический оркестр — музыканты смеялись, пританцовывали, подпевали, а как блестяще они освоили стиль джазового биг-бэнда! Во время исполнения попурри на темы Гленна Миллера трубачи из секции медных духовых НФОРа встали в ряд с Эйленкригом, доказав, что настоящему музыканту и виртуозу доступны любые стили.

Сам Спиваков получал от этой музыки настоящее удовольствие и не скрывал этого. Джаз — не чуждая ему стихия; одна из его дочерей — джазовая певица, отважно покоряющая клубные сцены Нью-Йорка под псевдонимом Анна Кова. Именно ей и другим своим дочерям, Екатерине и Татьяне, Владимир Теодорович отправлял бесконечные фотографии из Перми. Самая, наверное, забавная из них — Спиваков рядом со своим картонным «двойником», который встречал гостей в фойе Большого зала филармонии. Сделать снимок в обнимку с «маэстро» стремились многие поклонницы: фото с хештегом #обнимимаэстро заполонили «Инстаграм».

По признанию дирижёра, подобного остроумного промо он не встречал нигде за всю свою большую гастрольную историю. Тем, как Пермская филармония подготовилась к юбилейному фестивалю, маэстро был искренне поражён. Огромный постер встретил его уже в аэропорту; похвалу заслужили и подробный буклет, посвящённый фестивалю, и с любовью смонтированный мини-фильм, напоминающий о самых эффектных моментах в фестивальной истории, и стена, где любой зритель мог написать отзыв об увиденном и услышанном. И, конечно, система трансляций в виртуальные концертные залы на территории Пермского края; благодаря новым технологиям аудитория фестиваля увеличилась в разы.

На фестивале «Владимир Спиваков приглашает» было много блестящей музыки, блестящих исполнительских имён… И всё же главный фактор этого события — сам маэстро.

Человек XXI века может не знать, кто такой Пабло Пикассо, но он всё равно будет жить в мире, где творил Пикассо, потому что его творчество повлияло на всё вокруг нас: на архитектуру, дизайн, стиль поведения, одежду… На всю окружающую нас материальную и духовную среду. Человек, живущий в наши дни в Перми, может не знать, кто такой Владимир Спиваков, но он всё равно живёт в орбите Владимира Спивакова.

Своей активной деятельностью, самой своей личностью Владимир Теодорович влияет на всю жизнь вокруг нас. Он встраивается в культурную среду Перми и Пермского края: обсуждает важные проблемы, посещает музеи и рассказывает о них в других городах и странах, очень много общается с пермяками, покоряя их своей человечностью. Он дарит талантливым детям скрипки и виолончели и следит за их обучением, он готов снова и снова встречаться с руководителями региона и города, терпеливо объясняя им необходимость строительства в Перми акустического симфонического зала.

Обаяние Спивакова непобедимо и человечно: всё время осознаёшь его вселенский масштаб и в то же время разговариваешь просто, как с хорошим знакомым. Никакой рисовки, никакой дистанции. Открытый, вечно любопытный, всегда деликатно улыбающийся…

У Спивакова, как и у его фестиваля, нынче — юбилейный год. Наши поздравления, маэстро! Приезжайте к нам снова, снова и снова!

Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *