Фестиваль «Бетховен и Чайковский». Данте и Гёте

5 марта 2020 | Большой зал МКЗ «Зарядье»
Фестиваль «Бетховен и Чайковский». Данте и Гёте
Алла Демидова, художественное слово
Солистка – Анастасия Белукова, сопрано
Дирижер – Винценц Праксмарер (Австрия)
Бетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт», соч. 84
Чайковский. «Итальянское каприччио», соч. 45
Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, соч. 32

КУПИТЬ БИЛЕТ

5 марта Национальный филармонический оркестр России примет участие в фестивале «Бетховен и Чайковский», организованном Московским концертным залом «Зарядье» и приуроченном к юбилеям великих классиков. В 2020 году музыкальный мир отмечает 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена и 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского, и НФОР не остается в стороне, участвуя в проектах, связанных с этими знаменательными датами. С оркестром на сцену «Зарядья» выйдут выдающаяся актриса театра и кино, мастер художественного слова, народная артистка России Алла Демидова и солистка театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, обладательница молодежной премии «Триумф» Анастасия Белукова (сопрано).

На фестивале «Бетховен и Чайковский» представлена разнообразная палитра творчества двух гениев, но лишь одна программа посвящена синтезу музыки и поэзии, музыки и драмы, в результате которого на свет появились такие шедевры, как симфоническая фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Непосредственным поводом к ее созданию послужило чтение композитором V песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте. На Чайковского произвели сильнейшее впечатление не только стихи, но и иллюстрации к ним Гюстава Доре. Партитуре фантазии Чайковский предпослал собственную программу, подробно изложив трагическую историю любви Франчески и Паоло. Образами родины Данте вдохновлена и блестящая пьеса для оркестра «Итальянское каприччио».

Музыку Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт» сегодня называют «музыкально-историческим фантомом». Действительно, целиком эта партитура, созданная в 1809 году по заказу венских придворных театров, практически не исполняется. В постоянную концертную практику вошла лишь увертюра, снискавшая огромную популярность, но 5 марта слушателям представится редчайшая возможность услышать и все последующие музыкальные номера. В период наполеоновских войн трагедия Гёте воспринималась как злободневная пьеса национально-освободительного характера, а Бетховен разделял настроения и драматурга, и общества. Композитор отказался от гонорара, дабы подчеркнуть, что написал своего «Эгмонта» «только из любви к поэту». Кроме того, ему как никто другой был близок образ героя – борца за свободу и независимость.

За пульт НФОР встанет австрийский дирижер Винценц Праксмарер, воспитанник Венского университета музыки и исполнительского искусства. Он работал ассистентом у ведущих современных дирижеров (в их числе Франц Вельзер-Мёст, Кирилл Петренко, Филипп Джордан, Янник Незе-Сеген, Кристоф Эшенбах, Бертран де Бийи), в течение последних сезонов успешно дебютировал на Зальцбургском фестивале и ряде других престижных европейских форумов, дирижировал в венской Фольксопер, Театре ан дер Вин, Венской государственной опере, Парижской национальной опере, Национальной опере Нидерландов, Театре Берна и др.; сотрудничал с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио, Латвийским национальным симфоническим оркестром, БСО имени П. И. Чайковского, МГАСО под управлением Павла Когана, оркестром Musikkollegium Винтертура, венским Тонкюнстлер-оркестром и другими коллективами. Маэстро возглавляет основанный им 1998 году в Вене камерный оркестр Divertimento Viennese. С НФОР выступает впервые.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *