Концерт к 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова

21 мая 2021 | Светлановский зал Дома музыки
Концерт к 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова (1921–1989)
Солист – Владислав Сулимский, баритон
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Дирижер – Владимир Спиваков
В программе:
Барбер. Адажио для струнного оркестра
Шостакович. «Казнь Степана Разина» – поэма для солиста, хора и оркестра на слова Е. Евтушенко, соч. 119
Рахманинов. «Симфонические танцы», соч. 45
Рахманинов. «Тебе поем» из Литургии св. Иоанна Златоуста, соч. 31

21 мая в Светлановском зале Московского Дома музыки состоится мемориальный концерт, приуроченный к 100-летию со дня рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова – выдающегося ученого и правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира. Инициатором вечера стал народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО Владимир Спиваков, под управлением которого Национальный филармонический оркестр России и «Мастера хорового пения» исполнят  произведения Барбера, Шостаковича и Рахманинова.

Телеканал «Россия-Культура» покажет концерт в эфире 21 мая в 21:15.

Андрей Дмитриевич Сахаров – знаковая фигура в истории отечественной науки и правозащитного движения. Блестящий ученый, один из создателей первой советской водородной бомбы, академик Академии наук СССР, он в то же время стал выдающимся гуманистом XX столетия, решительным борцом за права человека и торжество человеческих ценностей, чья общественная деятельность была отмечена высочайшей наградой – Нобелевской премией мира. Празднование столетия со дня рождения Андрея Сахарова получило всероссийский размах. По распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Путина был создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, которые проходят по всей стране при поддержке Фонда Памяти. Концерт в Доме музыки – центральное событие и кульминационная точка юбилейной программы.


Владимир Спиваков о программе вечера:
«Для меня Андрей Дмитриевич Сахаров – пример служения Отечеству в самом высоком смысле. Он был мыслитель и гуманист, готовый отдать жизнь за свою страну и свои убеждения. Как ученый он сыграл огромную роль в укреплении военной мощи Советского Союза, обеспечив ему необходимый паритет с другими странами, однако именно Андрей Дмитриевич одним из первых выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, видя его разрушительный потенциал. Он же стал идеологом политической конвергенции как необходимого условия строительства нового общества, что не потеряло актуальности и сегодня.
Я не был лично знаком с Андреем Дмитриевичем, но общался с его женой Еленой Боннэр. Мне довелось открывать Центр Сахарова в Страсбурге с великим музыкантом Иегуди Менухиным и «Виртуозами Москвы», а с Мстиславом Ростроповичем и другими музыкантами мы выступали в Бостоне, чтобы собрать средства для библиотеки Сахарова. Для меня он был примером стойкого и бесстрашного борца за свои идеи. И до сих пор я руководствуюсь его фразой: «Нужно не бояться идти в заданном направлении».
Наша концертная программа, посвященная Андрею Дмитриевичу, начнется с Адажио американского композитора Сэмюэла Барбера. Это очень известное произведение, которое стало для многих людей в мире высшим олицетворением трагического начала в музыке. Не случайно именно его исполняли во время объявлений о смерти Рузвельта и Кеннеди, на похоронах Эйнштейна…
Поэма Шостаковича «Казнь Степана Разина» на стихи Евтушенко – знаковое сочинение, и автор, и главный герой которого были людьми, не отступавшими от своих идей и убеждений. И за это были гонимы и унижены властью. Красноречивая строчка из поэмы «Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра» применима к судьбе многих исторических личностей и общественной оценке их деятельности. Для меня Шостакович в этом сочинении и многих других остается таким же великим пророком России, каким был Достоевский.
Выбор «Симфонических танцев» Рахманинова тоже неслучаен. Это последнее произведение великого русского гения, которое он называл своим лучшим и самым любимым детищем. Оно было написано в эмиграции, но композитор никогда не терял духовной связи с Родиной. Удивительно, как совершенно русскую по характеру мелодики тему во второй части он отдал саксофону (это своего рода конвергенция в музыке). «Симфонические танцы» завершаются ударом тамтама, над которым в нотах стоит фермата – знак продления звука. На Западе ее часто снимают, не понимая ее значения. Но мне кажется, что это – отлетающая человеческая душа.
Андрей Дмитриевич не был религиозным человеком, однако его жизнь и устремления соотносимы с христианскими заповедями (а в его роду в трех поколениях были священники). Поэтому мы завершим программу песнопением Рахманинова «Тебе поем» из Литургии святого Иоанна Златоуста. Оно прозвучит молитвой и об ушедших героях, и обо всех нас, ныне живущих».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *