Вечер музыки Рахманинова в Зарядье

21 мая 2023 | Зал Зарядье
Солист – Филипп Копачевский, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Рахманинов. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40
Рахманинов. Симфония № 3 ля минор, соч. 44

Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России продолжают серию концертов, посвященных 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, монографической программой в Зале Зарядье. В нее вошли поздние сочинения композитора – Четвертый фортепианный концерт с Филиппом Копачевским в качестве солиста и Третья симфония.

Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (1926) стал первым произведением Рахманинова, созданным после отъезда из России в 1918 году. В 1927-м состоялась премьера опуса с автором за роялем и Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Леопольда Стоковского. Новому сочинению был оказан прохладный прием, что побудило композитора существенно пересмотреть партитуру. В 1941 году он представил на суд публики существенно переработанную версию концерта, выступив с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Юджина Орманди. В новой редакции Четвертый концерт вошел в репертуар многих выдающихся исполнителей прошлого и современности. Стилистически он близок раннему рахманиновскому творчеству, но виртуозный блеск солирующей партии, тяготение к крупной форме, многие детали фактуры выдают Рахманинова – зрелого мастера. Одной из отличительных черт концерта является ностальгический тон.

Завершит вечер Третья симфония – последняя из симфоний Рахманинова, созданная в 1936–1938 годах и ставшая одним из самых любимых собственных сочинений автора. В нем воплотились его думы и об оставленной России, и о себе, разлученном с нею. «В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление… Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская», – говорил Рахманинов в одном из последних интервью. Для Третьей симфонии композитор избрал трехчастную композицию, мастерски объединив в средней части лирическое адажио и скерцо. Драматургия симфонии основана на противопоставлении начальной темы первой части (напоминающей по характеру русские старинные церковные распевы) и канонической средневековой секвенции Dies irae («День гнева»), часто применявшейся композиторами-романтиками как тема рока. Для Рахманинова она стала своеобразной idée fixe, преследовавшей его с молодости и введенной им в виде качестве явных и скрытых цитат практически во все произведения позднего периода.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *