Шедевры австро-немецкого симфонизма

29 мая 2023 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 71 «Национальный филармонический оркестр России»
Солист – Владимир Спиваков, скрипка
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»
Берг. Концерт для скрипки с оркестром («Памяти ангела»)
Цемлинский. «Русалочка» – фантазия по Г. Х. Андерсену

КУПИТЬ БИЛЕТ

Национальный филармонический оркестр России завершает концертный сезон в Москве особой программой. В нее вошли шедевры австро-немецкого симфонизма – вступление к опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга и фантазия для оркестра «Русалочка» Александра фон Цемлинского. Сольную партию в Концерте исполнит Владимир Спиваков, который порадует поклонников долгожданным выступлением со скрипкой в крупном симфоническом жанре. За дирижерским пультом НФОР выступит Арсентий Ткаченко.

В последние десятилетия Владимир Спиваков сосредоточен преимущественно на дирижировании, а со скрипкой предпочитает выступать в камерных ансамблях. Знаменитый Концерт Берга – опус «из золотого фонда мировой музыкальной литературы» (по словам маэстро), одно из наиболее экспрессивных и сложных произведений для скрипки – Владимир Спиваков ввел в свой репертуар более 25 лет назад. В частности музыкант исполнял его на фестивале в Кольмаре (Франция), на закрытии II Московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», на закрытии сезона в мае 2018 года в Доме музыки, записал на CD с Гюрцених-оркестром Кёльна под управлением Джеймса Конлона.

Пресса охарактеризовала интерпретацию Спивакова как «острое интенсивное переживание»: «Под воздействием солиста исполнение постепенно наполнялось жизнью, и наконец финал Концерта увенчался таким мистическим, переливающимся, словно светящимся изнутри аккордом, что оставалось только застыть на месте. Ради этого чудесного аккорда стоило сыграть весь Концерт. После этого хотелось услышать финал Концерта еще раз…». Композитор Владимир Тарнопольский назвал «проникновенное прочтение» Владимира Спивакова одной из ступеней на пути к постановке оперы Берга «Воццек» в Большом театре.

Скрипичный концерт Берга, последнее сочинение композитора, посвящен «памяти ангела» – ушедшей из жизни 18-летней Манон Гропиус, чрезвычайно одаренной актрисы, дочери Альмы Малер и Вальтера Гропиуса. Томас Манн и Франц Верфель посвятили ее памяти вдохновенную романтическую новеллу «Манон». Образный строй Скрипичного концерта, более глубокого сочинения, наводит на мысли о «двойном реквиеме» (исследователи предполагают, что композитор предвидел и собственную скорую кончину, что нашло отражение в музыке).

С Альмой Малер (в девичестве Шиндлер), которую Александр фон Цемлинский обучал композиции, связана и фантазия для оркестра «Русалочка». Цемлинский создал произведение на стыке романтической симфонии и программной симфонической поэмы, с одной стороны, основываясь на литературном сюжете (сказке Андерсена), с другой стороны – запечатлевая в звуках личную трагедию, несчастную любовь к своей ученице, ставшей женой Густава Малера.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *