20 апреля 2024 | Зал Зарядье
Солист – Александр Гиндин, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, соч. 30
Стравинский. «Жар-птица»
18 марта 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова – автора таких бессмертных шедевров, как симфоническая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», оперы «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста» и многие другие. Композитор работал и в камерных жанрах (создал множество вдохновенных романсов), но главными сферами его интересов были опера и симфоническая музыка.
Предстоящую концертную программу НФОР дирижер Арсентий Ткаченко составил из популярных сочинений (в их числе симфонические фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, собранные в сюиту), и раритеты, как, к примеру, Концерт для фортепиано с оркестром.
Римский-Корсаков обратился к жанру инструментального концерта с подачи главы «Могучей кучки» Милия Балакирева, а ориентиром для него послужили фортепианные концерты Ференца Листа, которому сочинение русского классика и посвящено. В концерте четыре раздела, соответствующие частям сонатно-симфонического цикла, которые следуют друг за другом без перерыва и объединены тематическими связями. «По всем приемам концерт выходил сколком с концертов Листа, – писал Римский-Корсаков. – Тем не менее звучал он довольно красиво и в смысле фортепианной фактуры оказывался вполне удовлетворительным, чем немало удивлял Балакирева, которому концерт мой нравился. Он никак не ожидал от меня, не пианиста, уменья сочинить что-либо вполне по-фортепианному».
Сольную партию в Концерте исполнит заслуженный артист России Александр Гиндин – пианист-интеллектуал, который известен как глубокий исследователь и знаток отечественной фортепианной литературы, включивший в свой репертуар многие редко исполняемые произведения.
Во втором отделении оркестр представит целиком партитуру, написанную учеником Римского-Корсакова Игорем Стравинским к балету «Жар-птица» по заказу парижской антрепризы Сергея Дягилева. Эстетика «Жар-птицы» во многом апеллирует к музыкальному языку Лядова и Римского-Корсакова, но русские традиции Стравинский связал с последними веяниями французской музыки, а в некоторых эпизодах предвосхитил свои грядущие революционные прорывы в области ритма и метра.
Премьера балета 25 июня 1910 года в театре Гранд Опера в рамках «Русских сезонов» в Париже принесла Стравинскому первый триумф. Либретто и хореография принадлежали Михаилу Фокину, декорации и костюмы создавали Александр Головин и Лев Бакст. В главных партиях блистали Тамара Карсавина (Жар-птица) и сам Фокин (Иван-царевич). Оркестром дирижировал Габриэль Пьерне. Спектакль имел сенсационный успех. По словам парижского критика, «Жар-птица» явилась «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами». Годы спустя академик Борис Асафьев писал: «Стравинский в этой сказке действительно поймал свет-золото-перо, и вся партитура балета заискрилась радужным сиянием и свечением драгоценных камней-тембров».