Между Вагнером и Брамсом

19 января 2025 | Светлановский зал Дома музыки
Солист – Александр Гиндин, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Вагнер. Увертюра «Фауст»
Лист. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
Лист. «Пляска смерти: парафраза на тему Dies irae» для фортепиано с оркестром
Брамс. Симфония № 1 до минор, соч. 68

КУПИТЬ БИЛЕТ

В 60-80-е годы XIX века размышления о будущем музыкального искусства развели творцов и их поклонников по разные стороны баррикад. Брамс и его антагонисты Вагнер и Лист, споры о значении творчества которых продолжаются по сей день, поставили коллег перед выбором: «абсолютная» («чистая») музыка, живущая исключительно по собственным внутренним законам, или же музыка «программная», тесно взаимодействующая с другими видами и жанрами искусства. Дирижер Арсентий Ткаченко и НФОР предлагают меломанам сделать свой выбор сегодня, раскрывая разные грани музыкального искусства той эпохи и сопоставляя в одной программе музыку из противоборствующих лагерей.

Программу откроет увертюра «Фауст» – раннее оркестровое сочинение Рихарда Вагнера, ознаменовавшее переход композитора к творческой зрелости, но созданное до появления его важнейших музыкальных драм. Высокую оценку увертюре дал Чайковский, охарактеризовав ее как «одно из превосходнейших творений германской симфонической литературы…», «чудесное, глубоко врезывающееся в душу музыкальное произведение, могущее стать в один ряд с лучшими симфоническими творениями Бетховена и Шумана».

В продолжение вечера блистательный пианист Александр Гиндин исполнит с НФОР два виртуозных произведения Ференца ЛистаПервый концерт и «Пляску смерти» для фортепиано с оркестром. Гениальный реформатор пианизма и выдающийся мастер оркестрового письма, Лист создал новый тип сольного инструментального концерта, названный вслед за Анри Литольфом «симфоническим концертом» (Concerto symphonique). В свободной одночастной композиции Лист объединил разделы, соответствующие частям сонатно-симфонического цикла, выводя все темы из одного мелодического источника (принцип «монотематизма»). После премьеры Первого концерта в Веймаре в 1855 году, где солировал автор, а оркестром дирижировал Берлиоз, Лист сделал окончательную редакцию своего сочинения, которое прочно закрепилось в репертуаре исполнителей прошлого и наших дней.

Импульсом к написанию «Пляски смерти» послужила увиденная Листом фреска итальянского художника XIV века Андреа ди Чоне Арканьи «Триумф смерти». Художник изобразил Смерть в виде уродливой старухи с крыльями летучей мыши и ее непременным атрибутом – косой, занесенной над очередной жертвой. Как музыкальный символ смерти Лист, как и прежде Берлиоз, использует средневековую секвенцию Dies irae («День гнева»), но не как эпизод, а как основную тему для разработки. Применяя целый арсенал технических приемов, Лист создает яркий, картинный, но в то же время философский образ в духе религиозного мистицизма средневековья.

Во втором отделении НФОР под управлением Арсентия Ткаченко исполнит Первую симфонию Иоганнеса Брамса. Первоначальный замысел симфонии связан с образом байроновского Манфреда, до окончательной его реализации прошло 15 лет. Композицию сочинения Брамс трактовал в бетховенских традициях – как инструментальную драму, части которой объединены одной поэтической идеей. Крайние части несут в себе подлежащий разрешению конфликт, в то время как средние выполняют роли лирического и жанрового интермеццо. Одна из тем симфонии (тема финальных вариаций) интонационно напоминает «тему радости» из Девятой симфонии Бетховена. Все это позволило Хансу фон Бюлову назвать Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *