19 января 2025 | Светлановский зал Дома музыки
Солист – Александр Гиндин, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Вагнер. Увертюра «Фауст»
Лист. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
Лист. «Пляска смерти: парафраза на тему Dies irae» для фортепиано с оркестром
Брамс. Симфония № 1 до минор, соч. 68
В 60-80-е годы XIX века размышления о будущем музыкального искусства развели творцов и их поклонников по разные стороны баррикад. Брамс и его антагонисты Вагнер и Лист, споры о значении творчества которых продолжаются по сей день, поставили коллег перед выбором: «абсолютная» («чистая») музыка, живущая исключительно по собственным внутренним законам, или же музыка «программная», тесно взаимодействующая с другими видами и жанрами искусства. Дирижер Арсентий Ткаченко и НФОР предлагают меломанам сделать свой выбор сегодня, раскрывая разные грани музыкального искусства той эпохи и сопоставляя в одной программе музыку из противоборствующих лагерей.
Программу откроет увертюра «Фауст» – раннее оркестровое сочинение Рихарда Вагнера, ознаменовавшее переход композитора к творческой зрелости, но созданное до появления его важнейших музыкальных драм. Высокую оценку увертюре дал Чайковский, охарактеризовав ее как «одно из превосходнейших творений германской симфонической литературы…», «чудесное, глубоко врезывающееся в душу музыкальное произведение, могущее стать в один ряд с лучшими симфоническими творениями Бетховена и Шумана».
В продолжение вечера блистательный пианист Александр Гиндин исполнит с НФОР два виртуозных произведения Ференца Листа – Первый концерт и «Пляску смерти» для фортепиано с оркестром. Гениальный реформатор пианизма и выдающийся мастер оркестрового письма, Лист создал новый тип сольного инструментального концерта, названный вслед за Анри Литольфом «симфоническим концертом» (Concerto symphonique). В свободной одночастной композиции Лист объединил разделы, соответствующие частям сонатно-симфонического цикла, выводя все темы из одного мелодического источника (принцип «монотематизма»). После премьеры Первого концерта в Веймаре в 1855 году, где солировал автор, а оркестром дирижировал Берлиоз, Лист сделал окончательную редакцию своего сочинения, которое прочно закрепилось в репертуаре исполнителей прошлого и наших дней.
Импульсом к написанию «Пляски смерти» послужила увиденная Листом фреска итальянского художника XIV века Андреа ди Чоне Арканьи «Триумф смерти». Художник изобразил Смерть в виде уродливой старухи с крыльями летучей мыши и ее непременным атрибутом – косой, занесенной над очередной жертвой. Как музыкальный символ смерти Лист, как и прежде Берлиоз, использует средневековую секвенцию Dies irae («День гнева»), но не как эпизод, а как основную тему для разработки. Применяя целый арсенал технических приемов, Лист создает яркий, картинный, но в то же время философский образ в духе религиозного мистицизма средневековья.
Во втором отделении НФОР под управлением Арсентия Ткаченко исполнит Первую симфонию Иоганнеса Брамса. Первоначальный замысел симфонии связан с образом байроновского Манфреда, до окончательной его реализации прошло 15 лет. Композицию сочинения Брамс трактовал в бетховенских традициях – как инструментальную драму, части которой объединены одной поэтической идеей. Крайние части несут в себе подлежащий разрешению конфликт, в то время как средние выполняют роли лирического и жанрового интермеццо. Одна из тем симфонии (тема финальных вариаций) интонационно напоминает «тему радости» из Девятой симфонии Бетховена. Все это позволило Хансу фон Бюлову назвать Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена».