«Новый компаньон»: Спиваков победил

В Перми завершился XI фестиваль Пермской краевой филармонии «Владимир Спиваков приглашает»

 

Владимир Спиваков

 

Сотни пермских меломанов ждут этого фестиваля как главного события года. Это не просто серия концертов, а несколько совершенно особенных вечеров со своей атмосферой и устоявшимися ритуалами.

 

Нынешний фестиваль — это поступок и прорыв. Ради его проведения пришлось соблюсти множество требований: «шахматная» рассадка, которая, кстати, обеспечила прекрасный обзор и слышимость для всех зрителей, проверка температуры на входе, маски на лицах. Да, непростой нынче год, однако сам факт того, что фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» состоялся, вселяет надежду на успешное преодоление всех невзгод и препятствий. Пусть не в традиционные июньские дни, а осенью, пусть при 50 %-ной заполненности зала — но фестиваль был, и он был незабываем. Спиваков опять победил, как побеждал в жизни много раз, но это не только его победа: она была бы невозможна без колоссальных усилий коллектива филармонии. Подобных событий в Пермском крае не было с начала весны, нет их и сейчас. Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» в Прикамье — это единственный проект маэстро за период пандемии.

 

Владимир Спиваков

 

В пять вечеров с 6 по 10 октября вместилось множество премьер и сюрпризов. Конечно, звучала музыка хорошо знакомая и любимая, но основной расчёт был на произведения, которые исполняются нечасто. В честь открытия прозвучал «Реквием» современного британского композитора Карла Дженкинса — вещь меланхоличная, проникновенная и философская. Композитор написал её в память об отце, но Владимир Спиваков, НФОР и Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» исполнили «Реквием» как размышление о нашем времени, обо всех его утратах и горестях. Дженкинс писал своё сочинение как экуменическое, общегуманистическое, объединяющее Восток и Запад, недаром в его мелодике очевидны восточные мотивы, а в текст традиционного латинского реквиема вкраплены японские трёхстишия. Такое мировоззрение, судя по всему, очень близко Владимиру Спивакову, который сам читал эти трёхстишия в русском переводе, перемежая ими части реквиема.

 

Вечер открытия задал тон всему событию: фестиваль был мультикультурным, в нём перемежались разные национальные мелодии и голоса. Это был гимн человечеству, которое только вместе, объединившись, сможет справиться с глобальными угрозами.

 

В финале концерта открытия «Мастера хорового пения» исполнили фрагмент из «Литургии Иоанна Златоуста» Рахманинова — нежно, возвышенно, с тончайшим пианиссимо, тающим в пространстве.

 

Владимир Спиваков

 

В программу фестиваля невозможно было не включить произведения великих юбиляров этого года — Петра Ильича Чайковского (180 лет) и Людвига ван Бетховена (250 лет). На втором вечере фестиваля, посвящённом русской музыке, НФОР, Спиваков и пианист Андрей Гугнин исполняли Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Чайковского. Пермяки отлично знают этот концерт, а балетоманы — так просто наизусть: на его музыку Джордж Баланчин сочинил свой знаменитый Ballet Imperial, который долго шёл на сцене Пермского театра оперы и балета и даже был показан в исполнении пермской труппы на Новой сцене Большого театра. Андрей Гугнин придал этой музыке современный блеск, а каденция в первой части концерта показала, что у этого исполнителя очень индивидуальный подход к классике.

 

Выступление Андрея Гугнина было одним из главных впечатлений от этого фестиваля. Аплодисменты звучали такие громкие, будто в зале было не 50, а 150 % мест заполнено. Менеджмент Пермской краевой филармонии тут же понял, что с музыкантом надо плотно сотрудничать, и уже есть договорённость о сольном концерте Гугнина в Перми.

 

Владимир Спиваков

 

«Меридиан» фестиваля, его «золотую середину» обозначил вокальный вечер, наполненный лёгкой оперной классикой. Это непременная составляющая спиваковских фестивалей, и после каждого из них остаются фотографии элегантного, подтянутого маэстро, раскланивающегося перед публикой, держа за руку певицу в великолепном концертном платье. В нынешнем вокальном гала 8 октября приняли участие солистки театра «Новая опера» Екатерина Петрова и Виктория Каркачёва; вечер открыла сюита из «Евгения Онегина», после чего зазвучала западноевропейская музыка — французская, итальянская и испанская, а завершилось всё арией Марицы из оперетты Имре Кальмана. Все арии, увертюры и интермедии в этот день были из разряда шлягеров — энергичные, мелодичные, узнаваемые.

 

После лёгкой вокальной передышки вновь зазвучала серьёзная классика — 9 октября прошёл вечер, полностью посвящённый музыке Бетховена. Открыла его увертюра «Освящение дома», которую в Перми играли впервые — это было одно из многочисленных открытий фестиваля. Да и продолжение вечера было небанальное: Первый фортепианный концерт и Первая симфония гораздо более известны, чем увертюра, но всё же не самые заигранные из бетховенских творений.

 

Вообще, когда речь заходит о классике, Спиваков как программный и арт-директор большого музыкального события проявляет огромную музыкальную эрудицию и вкус к сложной, не самой популярной, но очень красивой музыке. Так, программа вечера закрытия фестиваля состояла из великих творений, но многие зрители эти великие творения слышали впервые: они не исполняются в Перми.

 

Седьмая симфония Дворжака — романтический музыкальный поток, полноводный, пронизанный народными танцевальными мелодиями, энергичный и звучный; за симфонией последовали «Танцы из Галаты» Золтана Кодаи, продолжившие тему слияния академичной классики и народных танцев Восточной Европы и в то же время открывшие тему музыки ХХ века, которой была посвящена большая часть вечера. За пультом был молодой дирижёр Арсентий Ткаченко, поскольку у Владимира Спивакова здесь была иная роль: он солировал на скрипке. Далеко не каждый раз зрителям фестиваля удаётся услышать спиваковкого Страдивари, и в этом году этот сказочный подарок пермской публике был сделан.

 

Владимир Спиваков

 

Народный артист СССР и России, посол мира ЮНЕСКО играл Рапсодию № 1 Белы Бартока и фрагмент из сюиты Эрнеста Блоха «Баал Шем: Три картины из жизни хасидов». «Нигун», вторая часть сюиты, которую как раз и исполнил Спиваков, — это лирическое и философское рассуждение о жизни и смерти. В этом коротком, но проникающем прямо в душу произведении сошлись все сюжетные линии фестиваля: мысль о том, что все народы мира едины, а народная музыка щедро питает музыкальную классику; тема музыки ХХ века — сложной, но прекрасной; тема преодоления жизненных невзгод и грусти об ушедшем.

 

В этот год «вечные» темы в музыке фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» обрели особую актуальность.

 

А фестиваль, между тем, не кончился вместе с его основной программой. Были ещё «бисы»! «Бисы» Владимира Спивакова — это особая тема. У него и его оркестра, а также у всех солистов, с которыми он работает, есть большой, красивый и очень разнообразный «бисовый» репертуар. За пять вечеров плюсом к основной программе публика услышала и фортепианный этюд для левой руки Феликса Блюменфельда, и сонату Карла Филиппа Эммануила Баха, и неаполитанскую песню, и совершенно прекрасную хоральную прелюдию Иоганна Себастьяна Баха «Иисус — моя радость» в переложении для оркестра, которое Спивакову подарил Юджин Орманди, легендарный дирижёр, более 40 лет возглавлявший Филадельфийский симфонический оркестр.

 

На закрытии фестиваля Владимир Спиваков и НФОР во главе с Арсентием Ткаченко играли на «бис» «Хабанеру» Равеля и танго «Забвение» Пьяццоллы. И вот что примечательно: Спиваков и те, кто с ним сотрудничает, всегда объявляют, что именно будут играть на «бис». Никакого чванства и высокомерия, никаких игр в «угадайки»: маэстро понимает, что в зале могут оказаться не только музыкальные эрудиты. Демократичность и понимание — непременная черта истинного интеллигента.

За это не меньше, чем за музыкальную виртуозность и победительную харизму, и любят пермяки Владимира Спивакова, который за последние годы стал культовой фигурой в пермской жизни. За это и краевая филармония так ценит сотрудничество с музыкантом, который так много сделал и ещё сделает для Перми.

 

В каждом спиваковском фестивале, как и в любом большом событии Пермской филармонии, есть элемент помощи ближнему. «Ковидная» ситуация не позволила организовать большие бесплатные концерты на эспланаде, ездить с благотворительными концертами в малые города и больницы, но все пять фестивальных вечеров транслировались в 25 виртуальных концертных залов, прошли трансляции и на филармоническом сайте.

 

По приглашению филармонии на концертах побывали врачи и учителя: это были знаки благодарности людям гуманных профессий, приуроченные к Всемирному дню сердца и Дню учителя; фестиваль принял участие в проекте «Доброшрифт», посвящённом реабилитации и социализации детей, страдающих детским церебральным параличом.

 

На сайте Пермской краевой филармонии по-прежнему можно увидеть виртуальную фотовыставку Дмитрия Ратегова «Этюды. Коллекция мгновений», которая ещё раз напомнит о прекрасных мгновениях фестиваля, в том числе о «закулисной» его части.

 

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:

— Впервые в истории фестиваля солисты Национального филармонического оркестра России провели мастер-классы для студентов Пермского музыкального колледжа. Будущих музыкантов необходимо учить держаться на сцене, коммуницировать с аудиторией, понимать её. Это большая работа, которую нужно не только любить, но и уметь делать. Артист должен брать харизмой, изобретать и доносить до слушателя собственный стиль.

 

Такой формат работы — отличный способ поделиться опытом. Студенты музыкального колледжа смогли по-новому раскрыть свои творческие способности, пообщаться с профессионалами и получить новые идеи для вдохновения. Драгоценный опыт получили не только участники, но и зрители мастер-классов.

 

XI фестиваль Пермской краевой филармонии «Владимир Спиваков приглашает…», который проходил в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерств культуры Российской Федерации и Пермского края, запомнится не только тем, что прошел в суровый «ковидный» год, но и каждым своим музыкальным штрихом.

 

Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Фото: Любовь Изгагина
Источник: https://www.newsko.ru/articles/nk-6167964.html