Предстоящая программа НФОР и Арсентия Ткаченко в Московском Доме музыки посвящена выдающимся произведениям немецких классиков — Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса. В концерте примут участие также солистка «Геликон-оперы», победительница конкурса оперных артистов Галины Вишневской и бронзовый призер конкурса Хиблы Герзмавы Елизавета Кулагина (сопрано), лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Суханов (баритон) и хор «Мастера хорового пения».
«Имена этих двух великих композиторов в одной программе — не случайность, особенно если вспомнить, что Первую симфонию Брамса называют Десятой симфонией Бетховена, — комментирует Арсентий Ткаченко. — Оба гения принадлежали к одной композиторской школе, оба родились в Германии и снискали славу в Вене, Брамс считал себя во многом преемником Бетховена, но самое главное, что их объединяет, — огромная сила духа в творчестве.
Всем известно, что Пятая симфония Бетховена начинается с „мотива судьбы“ и строится „от мрака к свету, через борьбу — к победе“. Как ни удивительно, Реквием Брамса тоже несет в себе стремление к свету. Это совсем не печальное произведение, в котором автор отказался от традиционного латинского текста и традиционной формы траурной мессы. Брамс писал, что охотно опустил бы слово „Немецкий“ и просто поставил бы „человека“. И лично для меня реквием Брамса — светлая музыка, заставляющая задуматься о живых, нежели месса, отпевающая ушедших! Так что вся предстоящая программа — это музыка, ищущая ответы на вечные вопросы человеческого бытия — о судьбе, борьбе и самой жизни».
Симфония до минор Бетховена впервые прозвучала 22 декабря 1808 года в Императорском венском театре Ан дер Вин под управлением автора. Музыковедами она рассматривается как рупор идей французской революции (ее Финал вызывает в числе прочего ассоциации с «Марсельезой») и «эмблема драматического симфонизма», ставшая образцом для бетховенских последователей. Однако интересно, что Бетховен, предлагая свое новое творение издателям, обращал их особое внимание вовсе не на драматургию («от мрака к свету»), образы, характер тематизма или новации в области музыкального языка. Ему было важнее подчеркнуть, что в партитуру введены три тромбона («способные наделать много шуму»), флейта-пикколо и контрафагот. Этот факт свидетельствует о том, что если Бетховен и намеревался произвести революцию, то прежде всего — в оркестровке: создание им самостоятельной и равноправной группы оркестра — медной духовой — повлияло на все дальнейшее развитие симфонической музыки.
Новаторским сочинением стал и Немецкий реквием Брамса, в котором автор отдает дань памяти самым дорогим ему людям — своей матери и Роберту Шуману (духовному отцу, кумиру и наставнику). В частности, Брамс воплотил неосуществленный замысел Шумана создать монументальное эпическое произведение, связанное с историей и жизнью немецкого народа, понятное и крестьянину, и горожанину, подходящее для церкви и для концертного зала. Композитор сам составил текст реквиема из строк Священного Писания в переводе на немецкий Мартина Лютера, сделав акцент на утешении и воздаянии за земные труды. Лишенный описания ужасов Страшного суда и назидательности, Немецкий реквием напоминает лирико-поэтическую проповедь, оду бессмертию. Главной мыслью в нем становятся слова «дела их идут вслед за ними», звучащие в финале и утверждающие созидательное начало как основную силу жизни. Премьера Немецкого реквиема состоялась на Страстной неделе 10 апреля 1868 года в кафедральном соборе Бремена под управлением Брамса и стала его первым триумфом.
