Абонемент «Свободная форма»

«Плыть нужно и против ветра, но следует знать, откуда он дует, чтобы сообразно этому ставить паруса», - гласит поучительный афоризм писателя Льва Кассиля. Пожалуй, невозможно достичь высот в искусстве и идти вперед, не отвергая правил, штампов и условностей. НО, стремясь к свободе, необходимо в совершенстве владеть всеми секретами мастерства. Недаром с древних времен лишь большим мастерам покорялась импровизация – первая из свободных музыкальных форм. Свободными формами в музыкознании называются композиции, использующие в своем строении компоненты типовых форм, но не отвечающие условиям той или иной типовой формы в целом. Фантазии, рапсодии, каприччио и прочие пьесы, насыщенные импровизационностью; «программные» произведения, в которых развитие музыки обусловлено немузыкальными причинами, - таковы свободные формы XVIII-XIX веков. Когда композиторы-романтики искали формы, «наиболее благоприятные для воплощения чувства и не требующие ограничений…» (Эжен Изаи), из литературы в музыку «переселилась» поэма. Мастера XX века пошли дальше и стали создавать шедевры «штучные» - по своему строению уникальные, неповторимые. Именно такие оригинальные партитуры легли в основу первой программы абонемента – это сочинения американского минималиста Джона Адамса и канадского композитора Колина Макфи, отразившего в своем творчестве музыкальную культуру острова Бали. Вторая программа – череда романтических хитов фантазийно-импровизационного типа, к которым примыкают увертюра «Отелло» Дворжака (потактно следующая литературной программе) и фейерверк оркестровых номеров из «Кармен» Бизе. Наконец, Владимир Спиваков, остановив свой выбор на отечественной классике, обратился к жанрам поэмы («Колокола» Рахманинова) и пастиччо («Поцелуй феи» Стравинского). Парадоксальное включение в цикл «Классической симфонии» Прокофьева, однако этот опус – прекрасная демонстрация свободного обращения с классикой и ее канонами при полном их соблюдении и своего рода фантазия авторана тему «если бы Гайдн дожил до наших дней» 21 декабря 2011-11-30 Сэмюэл Барбер (1910-1981) Адажио для струнных (1936) Джон Адамс (р.1947) Grand Pianola Music для двух фортепиано, трех женских голосов, деревянных и медных духовых и ударных (1982) Эрик Сати (1866-1925) – Клод Дебюсси (1862-1918) «Гимнопедии» №№1 и 3 (1888/1897) Эрик Сати – Франсис Пуленк (1899-1963) «Гносиенна» №3 (1890/1939) Колин Макфи (1900-1964) Tabuh-Tabuhan, токката для двух фортепиана и оркестра (1936) Солисты: Александр Гиндин, фортепиано Александр Мельников, фортепиано Дирижер – Ян Латам-Кёниг (Великобритания)   2 марта 2012 Антон Дворжак (1841-1904) Увертюра «Отелло», соч.93 (1892) Морис Равель (1875-1937) «Цыганка», рапсодия для скрипки с оркестром (1924) Эрнест Шоссон (1866-1899) Поэма для скрипки с оркестром (1896) Ян Сибелиус (1865-1957) Две юморески для скрипки с оркестром, соч. 87b (1917) Солист – Никита Борисоглебский Жорж Бизе (1838-1875) – Эрнест Гиро (1837-1892) Две сюиты из оперы «Кармен» (1875) Дирижер – Энрике Маццола (Италия)   14 апреля 2012 Сергей Рахманинов (1873-1943) «Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта, соч. 35 (1913) Солисты: Хибла Герзмава, сопрано Дмитрий Корчак, тенор Василий Ладюк, баритон Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова Сергей Прокофьев (1891-1953) Симфония  №1 ре мажор («Классическая»), соч.25 (1917) Игорь Стравинский (1882-1971) Дивертисмент (Сюита) из балета «Поцелуй феи» (1934) Дирижер – Владимир Спиваков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *