Абонемент «Лед и пламень…»

«…Волна и камень стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» - бессмертные строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» наилучшим образом отражают суть этого необычного абонемента и характеризуют его программу, построенную на всевозможных музыкальных контрастах. Истории музыки известны случаи мощного творческого антагонизма равновеликих композиторов - современников, делающего их имена взаимоисключающими для публики. Самый яркий пример – противостояние в опере «вердианцев и «вагнерианцев», а если взглянуть шире – итальянской и немецкой традиции. Сегодня без шедевров обеих национальных школ не обходится ни один театр из «высшей лиги» - так история примирила вчерашних противников. Но все же и меломаны, и музыканты склонны выбирать: Петр Ильич Чайковский, к примеру, предпочитал Верди Вагнеру, а Генделя Баху. В числе подобных дихотомий, по сей день порождающих споры, - творчество Скрябина и Рахманинова, Дебюсси и Равеля, Шумана и Шопена, Листа и Брамса и тд. Разнополосную позицию заняли в отечественном искусстве XX века Прокофьев и Шостакович: «непересекаемости» их художественных миров и несходству личностей, при всех «странных сближениях» двух гениев, посвящено не одно исследование. Так, в заключительной программе цикла прозвучат те сочинения двух конкурентов, что в наивысшей степени характерны для авторского стиля каждого из них. Вечер, открывающий абонемент, являет другой тип контраста: сопоставляется не принципиально различные эстетические позиции, а скорее противоположные температуры и колориты. В подобных столкновениях ярче проступают национальные особенности «солнечной» испанской (Де Фалья) и «сумрачной» финской (Сибелиус) музыкальной классики. Схожие антитезы обнаруживаются и во второй программе цикла, где зажигательные мелодии и ритмы венгерского и румынского фольклора в произведениях Бартока, Кодая и Энеску соседствуют с северной лирикой фортепианного концерта Грига. Второй концерт в рамках абонемент «Лед и пламень…» состоится 17 января 2012 года в концертном зале имени П.И.Чайковского Московского международного Дома музыки. Золтан Кодай (1882-1967) «Танцы из Галангы» (1933) Эдварг Григ (1843-1907) Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16 (1868) Солист – Филипп Копачевский Бела Барток (1881-1955) «Венгерские картины», сюита для оркестра (1931) Джордже Энеску (1881-1955) «Румынская рапсодия» №1 для оркестра ля мажор, соч.11 №1 (1901) Дирижер – Бьярте Энгесет (Норвегия)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *