Пресс-релиз третьего концерта абонемента «Русская музыка»

23 марта, 2012 Большой зал консерватории Абонемент: No. 63 «Русская музыка» НФОР под управлением Владимира Спивакова Исполнители: Национальный филармонический оркестр России Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков Дирижер – Дмитрий Лисс В программе: Чайковский Симфония «Манфред» по драматической поэме Дж. Байрона Сюита № 3 23 марта состоится третий вечер филармонического абонемента «Русская музыка» Национального филармонического оркестра России (НФОР) под управлением Владимира Спивакова. Концерт объединит наиболее яркие образцы программного симфонизма в русской музыке – симфонию «Мафред» и Третью оркестровую сюиту П.Чайковского. «Манфред - не простой человек», - писал Чайковский. – «В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия». Эти роковые вопросы, проблемы добра и зла, жизни и смерти, ставшие основными темами многих сочинений композитора, легли в основу и симфонии «Манфред». Каждой её части Чайковский предпослал комментарии, и в этой программе конкретизируется сюжетное содержание музыки, как «блуждание манфреда в Альпийских горах» (1 часть), «явление Альпийской феи» (2 часть), «пастораль» (3 часть), «подземная оргия в чертогах Аримана» (4 часть), «смерть Манфреда» (5 часть). Композитор так увлекся романтическим сюжетом Байрона и проникся трагизмом поэмы, что признавался, как «обратился временно в какого-то Манфреда». Обращение Чайковского к жанру сюиты стало прообразом неоклассицизма XX столетия, когда танцевальные циклы эпохи барокко переосмысливались современными композиционными и выразительными приёмами. Чайковский обращается к классической четырехчастной структуре симфонии, однако наполняет её танцевально-мелодическим материалом, ассоциирующимся с сюитами раннего классицизма. И в последней, четвертой сюите, композитор предлагает изысканную обработку четырех пьес Моцарта, называя сюиту «Моцартиана», а её стиль, как «старина в современной обработке». Но в её предшественнице, третьей сюите, Чайковский использует собственный материал, тонко намекая на стилистику предыдущей эпохи, открывая тем самым принцип одного из основополагающих направлений XX века – неоклассицизма. Важнейшим компонентом в формировании программ «русского» абонемента НФОР стал выбор дирижёров. Спиваков, дирижируя только одним концертом цикла, для участия в других выступлениях со своим НФОР пригласил таких дирижёров, которые зарекомендовали себя как высококлассные интерпретаторы в первую очередь именно русской музыки. Дмитрий Лисс с 1995 года возглавляет Уральский филармонический оркестр, который под руководством этого дирижера достиг новых творческих высот. Под управлением Дмитрия Лисса оркестр гастролировал в 10 странах мира, осуществив свыше 20 концертных туров, принял участие в престижных международных фестивалях, записал около 20 дисков по заказу компаний Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Японии, США, Франции и Великобритании; последние записи коллектива осуществлены в сотрудничестве с компаниями Warner Classics International и Mirare. Кроме того дирижер работал с Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского, Национальным оркестром Франции, Национальным оркестром Иль-де-Франс, Национальным оркестром Лилля, «Токио Метрополитен Симфони», симфоническими оркестрами Швеции, Швейцарии, Португалии и Польши. В творческих планах Дмитрия Лисса всегда присутствуют сочинения отечественных композиторов, причем особое внимание маэстро уделяет исполнению современной музыки. Но признается, что без понимания и детального изучения классики невозможно качественное исполнение авангарда. В исполнении классического наследия русских композиторов критики отмечают глубокое познание этой музыки и её «понимание дирижером на генном уровне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *