Абонемент №66: «Дирижерский карт-бланш»

konservatoria

Солист — Никита Борисоглебский (скрипка)
Дирижер – Александр Ведерников 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ

В программе:

Ян Сибелиус — Концерт для скрипки с оркестром pе минор, соч. 4
Дмитрий Шостакович — Симфония №8 до минор, соч. 65

Международная карьера молодого российского музыканта Никиты Борисоглебского началась после успешных выступлений на международных конкурсах имени П. И. Чайковского в Москве (2007) и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). В 2010 году последовали новые триумфы скрипача: Никита Борисоглебский завоевал первые премии на крупнейших международных состязаниях – конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене и имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, – что стало подтверждением международного статуса музыканта. В 2013 году, одержав безоговорочную победу на конкурсе Monte Carlo Violin Masters в Монако, скрипач завершил конкурсные выступления. На этом закончился ряд из одиннадцати интернациональных соревнований, где Н. Борисоглебский завоевывал высшие награды.

Никита Борисоглебский выступает со многими известными коллективами: Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Симфоническим оркестром радио и телевидения Финляндии, Филармоническим оркестром Хельсински, Гетеборгским симфоническим оркестром, оркестром Sinfonia Varsovia (Польша), Национальным оркестром Бельгии, Брюссельским филармоническим оркестром, Камерным оркестром Валлонии (Бельгия), оркестром Венского радио, камерным оркестром Kremerata Baltica, Симфоническим оркестром Северо-немецкого радио, Лондонским камерным оркестром, Московским камерным оркестром Musica Viva и рядом других российских и зарубежных коллективов.

Музыкант сотрудничает с известнейшими дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Владимир Понькин, Александр Ведерников, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Максим Венгеров, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Эри Клас, Конрад ван Альфен, Давид Афхам, Ханну Линту, Якко Куусисто и другие.

С 2007 года музыкант является эксклюзивным артистом Московской филармонии, а с 2011 года интересы Н. Борисоглебского на территории Европы, Америки и Азии представляет крупнейшее лондонское агентство IMG Artists.

С 2010 года Н. Борисоглебский сотрудничает с франко-бельгийской звукозаписывающей компанией Outhere. Уже вышло два CD скрипача под лейблом Fuga Libera: Концерт Анри Вьетана № 3 с Филармоническим оркестром Льежа (в полном собрании скрипичных концертов А. Вьетана) и монографический диск Эдуарда Лало с его «Испанской симфонией», Сонатой соч. 12 и миниатюрами при участии оркестра Sinfonia Varsovia, Огюстэна Дюмэ за дирижерским пультом и пианиста Жана-Филиппа Коллара. Диск с музыкой Э. Лало был отмечен высшим баллом в рецензии авторитетного музыкального журнала Diapason во Франции.

Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. После окончания Московской консерватории имени П. И. Чайковского (2005) и аспирантуры (2008) под руководством профессора Эдуарда Грача и Татьяны Беркуль, он был приглашен профессором Огюстэном Дюмэ на стажировку в Колледж музыки имени Королевы Елизаветы в Бельгии. Позднее скрипач стажировался у профессора Анны Чумаченко в Академии г. Кронберг (Германия).

Успехи Н. Борисоглебского были отмечены различными международными и российскими наградами: фонда исполнительского искусства фирмы Yamaha, фонда поддержки молодых музыкантов фирмы Toyota, фондов «Русское исполнительское искусство» и «Новые имена», правительства России и Ученого совета Московской консерватории. В 2009 году артист был отмечен наградой «Скрипач года» от «Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина» (США). В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту Борисоглебского «Персоной года».

В 2011 году последовали новые признания: почетная награда Virtuoso от итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона) и медаль Яна Сибелиуса от фонда имени Я. Сибелиуса (Финляндия).

В нынешнем году маэстро Александр Ведерников отметил полувековой юбилей. Он родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра, народного артиста СССР Александра Ведерникова (прославившегося исполнением партий Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Кутузова в опере Прокофьева «Война и мир») и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.

В 1988 Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру.

В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского), с которым выступал в России, Австрии, Германии, Греции, Великобритании и Турции. В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» (вначале оркестр телекомпании ТВ-6, с 2001 — симфонический оркестр Москвы «Русская филармония») и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.

С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского,  «Евгений Онегин» Чайковского,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова.

Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра, в которых прозвучали сюиты из «Золушки» Прокофьева, «Осуждение Фауста» Берлиоза, Реквием Верди, фрагменты из опер Вагнера, сочинения Р. Штрауса, Берга, Шостаковича, Свиридова. Под управлением Ведерникова оркестр ГАБТ успешно гастролировал в Афинах, Гамбурге и Париже в феврале 2008 года.  Во время гастролей Большого театра в Ковент-Гарден (Лондон, июль 2006 года, с «Огненным ангелом» и «Борисом Годуновым») критики особо отмечали исключительное звучание оркестра. Столь же благоприятными были отзывы о концертах симфонического оркестра во время гастролей ГАБТ в театре Ла Скала.

Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и США. В январе 2004 года во время тура РНО по США Александр Ведерников дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле и вашингтонском Кеннеди-центре.

В годы руководства Большим театром значительно укрепилась международная репутация дирижера. В качестве приглашенного маэстро он постоянно востребован ведущими оркестрами мира. В их числе оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Датский национальный симфонический, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие. Недавно Ведерников дебютировал с Оркестром де Пари и Борнемутским симфоническим оркестром.

С сентября 2009 года Александр Ведерников — главный дирижер Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания).

В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В апреле 2005 года он дебютировал в Опера Бастий как музыкальный руководитель новой постановки «Бориса Годунова» (режиссер Франческа Замбелло). В 2010 году состоялся дебют маэстро в Финской опере («Евгений Онегин»), в сезоне 2012/2013  — в Цюрихской опере («Сельская честь» и «Паяцы»), а в прошедшем сезоне — в Метрополитен опера («Евгений Онегин»).

Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических  шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).

В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

3 февраля 2015, начало в 19:00
Большой зал консерватории

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *