В Москве завершился монофестиваль «Музыка Чайковского»

zakrytie

В Москве завершился монофестиваль «Музыка Чайковского». Самые известные сочинения композитора прозвучали на форуме с необычным акцентом. Финальный аккорд — в двухнедельном марафоне — поставил Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.

В день исполнения этих произведений Чайковского у музыкантов особый режим. О плохом не думать, поменьше разговаривать, и, как ни странно, почти не репетировать перед выступлением. «Четвертая симфония и Первый концерт для фортепиано Чайковского — одни из самых коварных», — говорит Владимир Спиваков. На слух – романтичные и воздушные, они опустошают душу артистов.

«Оркестр не мучаю ни в коем случае. Это еще связано с физиологией. Здесь очень много игры медных духовых инструментов. Это все губы, а губы нужно беречь. Людей вообще нужно беречь, чтобы они свежие выходили на сцену», — считает художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков.

Четвертую симфонию Чайковского называют «лирической исповедью его души». К работе над ней композитор приступил после тяжелого душевного кризиса, вызванного неудачным браком. Кроме того, его сильно беспокоила судьба страны. 1877 год – это Русско-турецкая война, покушения на царя Александра II, репрессии и восстания. Все это отразилось в сочинении Чайковского. Повелительно-властная, мятущаяся, стремящаяся к свету — Четвертая симфония стала первой в истории музыкальной психологической драмой.

Первый концерт для фортепиано — самое исполняемое произведение Чайковского. Как говорил известный пианист Андрей Гаврилов: «За всю жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы эту мелодию – от крестьянина до короля». Сегодня Первый концерт — в репертуаре ведущих музыкантов мира. А вот пианист Николай Рубинштейн, которому и посвятил сочинение Чайковский, в свое время от его исполнения отказался, назвав его «никуда не годным». Уязвленный композитор не стал в нем ничего менять и сменил посвящение – Гансу фон Бюлову. На монофестивале концерт звучит в исполнении Александра Романовского.

«Любой артист, который с ним сталкивается, должен преодолеть ту заезженность, к которой все привыкли. Все говорят: «Этот Первый концерт Чайковского уже все знают». И слушатель уже невнимательно слушает, о чем музыка, и что в данный момент артист пытается сказать», — объясняет пианист Александр Романовский.

«Простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы», — писал Петр Чайковский. Композитор-лирик, он говорил возвышенным слогом о самых тривиальных вещах, при этом оставаясь доступным и ясным. «Музыку Чайковского легко исполнять, – говорят музыканты, — но также легко и испортить».

Новости культуры

zakrytie5

Кликните на фото для просмотра видео на канале НФОР в YouTube.http://www.youtube.com/user/NFORossii/.

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *