Концерт из цикла «Музыка митрополита Илариона»

В Большом зале консерватории прошел первый концерт из цикла «Музыка митрополита Илариона», посвящённого 50-летию церковного композитора, богослова, историка церкви. Он отметил его летом. В музыке он создал новый жанр – духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты, с элементами музыки барокко и стилистики русских композиторов ХХ века. По признанию самого Илариона, ему удалось воплотить мечту Михаила Ивановича Глинки – «повенчать западную фугу с русским церковным пением». На сцене консерватории звучали произведения, написанные в разные годы. «Песни о смерти» - самое раннее из того, что, говорит, «не стыдно представлять публике» - это выпускная работа в Гнесинской школе. Кстати, в начале 2000-х «Песни о смерти» исполнил Московский синодальный хор – тот концерт и стал началом возвращения митрополита Илариона к музыке после 20-летнего перерыва. «Владыка Иларион в своем творчестве соединяет высокую классику и глубокое духовное проникновение, духовное содержание. И вот это соединение классики и глубокой духовности дает тот необыкновенный импульс для души, который никого не оставляет равнодушным», - убежден руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков. Одно из последних сочинений - «Фуга на тему BACH» для симфонического оркестра. К Баху вообще особое отношение – он для митрополита композитор номер один. В произведении речь о монограмме – четырех нотах, которыми подписывался немецкий музыкант. Каждая нота – латинская буква, они и образуют фамилию «ВАСН». «Когда я начал писать свою "Фугу на тему BACH", я взял только эти четыре ноты. И из них была соткана вот эта фуга, в которой около 30 раз эта тема возникает, у разных инструментов, в разных тональностях и в этой самой теме есть какая-то потрясающая внутренняя сила, она символизирует крест», - подчеркнул митрополит Иларион. Очень долго композитор работал над темой Богоматери. На создание Stabat Mater ушло три года. Мировая премьера состоялась в 2012-м – сочинение прозвучало в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. «Прежде всего – это профессиональный композитор, у него превосходный слух, на репетициях это все отметили, он ничего не пропускает, знает свои сочинения наизусть, и это дополнительная ответственность», - признался дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. Долгого перерыва в сочинительстве композитор не боится – уверен: вдохновение придет само, когда не ждешь. Работы и так хватает – сейчас редактирует духовные сочинения Петра Чайковского. 23.09.2016, Новости телеканала "Культура"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *