Владимир Спиваков привёз в Старый Оскол полный состав оркестра

Ольга Ульянова, 22 мая 2017

Владимир Спиваков привёз в Старый Оскол полный состав оркестра
Фото: Валерия Воронова.

Великий дирижёр не только показал старооскольцам фантастическую мощь оркестра из ста музыкантов, но и познакомил с двумя оперными звёздами мировой величины.

Отличить звучание скрипки от ударов барабана сможет каждый. Но вот распознать звуки виолончели и контрабаса в многоголосом слиянии инструментов уже сложнее. Как понять музыку человеку, у которого нет музыкального образования? Остается чувствовать. Ни на что не отвлекаясь. И по возможности закрывать глаза. Хотя бы на пару минут. Как бы это глупо не прозвучало, кажется, глаза раскачивают, или даже ломают, тонкий незримый мостик между ушами и сердцем. Вклиниваются образы, люди, ненужные наблюдения, детали... Правду Экзюпери сказал «Глаза слепы, зряче одно лишь сердце». Так казалось мне по возвращении с концерта Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.

Программа была подобрана из знаменитой, по большей части зарубежной, классики. Чего стоит каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» композитора Джоаккино Россини, вокальную часть которой исполнил Василий Ладюк! Его мощнейший баритон и задорная мимика и жестикуляция на несколько минут обеспечили сотни улыбок в зале. А Марика Мачитидзе, грузинская оперная певица, покорила не только неожиданными переливами в голосе, но и чисто женским обаянием, умением передать настроение исполняемой композиции. Оба солиста сменяли друг друга, но исполнялись и чисто оркестровые композиции. Было заметно, что коллектив, в котором 100 музыкантов, на одной волне, творит в одном измерении, понимает друг друга с полувзгляда.

На секунду, вглядевшись в руки одной скрипачки, я замерла. Пальцы бегали по грифу настолько неуловимо, что это завораживало. Перевожу взгляд на другого музыканта. То же самое. Концентрация увлечённости, гения и вдохновения на квадратный метр немыслимая. Некоторые из музыкантов, поглядывая на дирижёра, исполняли свою часть партии, отрешённо глядя в пол или в сторону. Многие улыбались. Они будто не обращали внимания на зрителей, каждый занимался тем, что по-настоящему приносит ему удовольствие, – музыкой. Прозвучали арии, каватины, увертюры, болеро*. Исполнены удивительные мелодии композиторов Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Жюля Массне. А на бис – «Русский танец» Чайковского и «Вальс» Хачатуряна. Зрителям не хотелось отпускать артистов со сцены, мы хлопали и терпели боль в ладошах, только бы они не уходили, а играли-играли-играли…

Порадовало, что на концерт пришли зрители от четырёх годиков и до возраста, когда голову украшают совершенно седые волосы. Отрадно, что молодёжь, даже совершенно не искушённая, почувствовала (именно почувствовала!), что происходит что-то немыслимое. На соседнем месте сидел парень, который признался, что мало разбирается в музыке и его в буквальном смысле слова «притащила» на этот концерт девушка. После одной из композиций, исполненных Василием Ладюком, он едва слышно, но с чувством произнёс: «Красава мужик!». Грубо? Некультурно? О нет! Искренно! Женщины в антракте переговаривались: «Фантастика прямо какая-то!». А уж сколько раз прозвучали слова «Браво!», «Молодцы!» и прочие похвалы даже и предположить не могу.

Не умею и не люблю рассыпаться в комплиментах. Но это тот случай, когда действительно хочется снять шляпу перед теми, кто придумал эту удивительную идею и сделал так, чтобы провинциальные люди могли совершенно бесплатно (!), в своём родном городе, приобщиться к творчеству знаменитых, признанных гениев. Речь идёт о команде благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», при поддержке которого создан фестиваль «АРТ-ОКНО» в рамках которого и состоялся гастрольный тур оркестра и Владимира Спивакова.

Отдельно хочется сказать о впечатлении, которое произвёл главный дирижёр оркестра Владимир Спиваков. Он, казалось, дирижировал всем телом: то крался кошкой, то чуть не подпрыгивал на месте, то мягко и нежно вёл рукой по воздуху, наполненному такой же ласковой небесной музыкой. Конечно, большую часть концерта мы видели дирижёра со спины. Но что мы видели? То, что перед нами не юноша, а уже зрелый человек (Владимиру Спивакову 72 года!), выдавала лишь седина и больше ничего. Настолько гибко, энергично и поразительно молодо он руководил оркестром, дирижёрская палочка временами особенно резво и метко каждому «раздавала поручения», если, конечно, эти слова применимы к этой стихии. Что тут можно сказать? Если ты живёшь музыкой, ты вне возраста. Владимир Спиваков это доказал.

Сюжет ОЭМК-ТВ о концерте в Старом Осколе.
Сюжет ГТРК «Белгород» о гастрольном туре.

 

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ:

О старооскольцах…

Люди, которые здесь живут и работают, заслужили самое лучшее. Жизнь у всех не лёгкая, здесь особенно, поэтому очень важно дать людям почувствовать, что они Люди с большой буквы. Нас очень тепло приняли.

О принятом предложении поучаствовать в фестивале АРТ-ОКНО и снова приехать в Старый Оскол…

«Виртуозам Москвы» скоро будет 40 лет и, скромно говоря, это один из лучших камерных оркестров мира. Национальный филармонический оркестр России тоже такой коллектив, который на очень высокой позиции показывает нашу страну. Мы специально подбирали программу, которая с одной стороны доступна, а с другой - требует большого мастерства от всех. Василий Ладюк – выдающийся певец, он сейчас на пике своего творчества. Мы записали с ним оперу Чайковского, он - лучший Евгений Онегин в стране, Татьяной была Хибла Герзмава, Ленский – Дмитрий Корчак, «Мастера хорового пения», оркестр… В общем чисто звёздный состав, я думаю, что такого состава больше просто нет. Я впервые услышал эту оперу, когда мне было лет 12, в Ленинграде, в оперной студии консерватории. И так запало в душу! А когда старше становишься, почему-то возвращаешься в детство… Программу подбирали во многом радостную, торжественную. К тому же хотелось представить молодую певицу, тем более из Грузии. Пора уже, как мне кажется, восстанавливать отношения человеческие…

О сотрудничестве с фондом, Алишере Усманове, совместных проектах…

Общаемся с Алишером Бурхановичем редко. Он человек, который умудряется следить за всем, надо сказать, потому и производство работает у него как часы. Мы как-то встретились в Кремле. Он мне: «Владимир Теодорович, вы давно были в Ташкенте?» - «Очень давно» - «Пора» - «У нас нет времени…» - «Один день. Найдите лишь один день». Мы нашли один день и полетели в Ташкент. Он, конечно, всё организовал, так как 100 человек привезти в Ташкент это же непросто.

О необычных вещицах на память с мест, где выступали…

Публика, торопясь на концерт любимых исполнителей, нередко в прямом смысле слова «выносит двери». «Виртуозы Москвы» собирали одно время щепки от разломанных дверей, когда бывали на концертах. Последняя такая дверь была в зале Бахор (Ташкент) много лет тому назад, она была 41-я по счёту. И мы бросили собирать.

О музыке, о значении таких концертов…

Концерты нужно проводить обязательно. Это добро. Ведь в музыке нет агрессии. Добро, счастье, ощущение жизни, её полноты, радости момента…

ВАСИЛИЙ ЛАДЮК:

О сотрудничестве с маэстро Спиваковым…

Я бы слова «наше сотрудничество» переименовал в настоящую дружбу, потому что мы вместе выходим на сцену уже более десяти лет с разными программами. У нас есть и совместные проекты, фестивали, на которых мы выступаем. В Старом Осколе я впервые. Вчера были в Белгороде, сегодня у вас. Для меня это абсолютно новые города, новые сцены. Но я хочу отметить, что публика, сидящая в зале, – это самое ценное, что было на сегодняшнем концерте для нас, артистов, потому что мы ощутили грандиозный, фантастически тёплый приём и поддержку из зала. Энергетика здесь светлая, чистая… Эти два отделения, казалось бы длинная программа, пролетели как одно мгновение. Мы не успели моргнуть глазом, как концерт закончился. Я очень надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и в скором времени мы снова приедем к вам в гости.

Фоторепортаж:
Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *