Владимир Спиваков: «Мы — рабы профессии»

22.05.2017, 15.47 - Анна Москалева

В Курске и Железногорске состоялись выступления Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Проходили эти концерты в рамках фестиваля "АРТ-ОКНО" при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова.  В день концерта в Курске Владимир Теодорович пообщался с журналистами и рассказал обо всем — начиная от коллекции щепок до преимущества российских реалий перед просвещенным Западом.

Тур знаменитого концертного коллектива пролегал исключительно через малые города — Белгород, Старый Оскол, Курск и Железногорск. И это уже не первый раз, когда в наш город приезжают звезды мирового уровня. И не только. В рамках фестиваля проходят театральные гастроли, выставки, творческие вечера, кинопоказы, мастер-классы, образовательные лекции. В прошлом году в Курск, впервые за последние 30 лет, прибыл вернисаж из самого Русского музея. Этой осенью куряне получат возможность ознакомиться с шедеврами Третьяковской галереи. И все по бюджетным, доступным ценам.

Пресс-конференцию с Владимиром Спиваковым, в которой приняла участие и солистка Марика Мачитидзе, начали с такого серьезного вопроса, что даже сам знаменитый дирижер поразился.

- Какая главная задача классической музыки на современном этапе?

- Ого, как глубоко! В наших концертах часто принимает участие молодежь, в этом, как вы сами видите, певица из Грузии. А ведь совсем недавно у нас были очень непростые отношения с Грузией, даже в некоторых московских ресторанах сациви стали называть курицей в ореховом соусе. А ведь искусство - оно как птица, без границ. В музыке нет  агрессии.

К примеру, мы лет 20 не были в Ташкенте, и вот недавно выступили там. Надо сказать, что наш оркестр «Виртуозы Москвы» для своего музея собирал коллекцию щепок от выломанных дверей. Двери выламывали зрители, которые рвались попасть на концерт. И вот последняя, сорок первая по счету щепочка была как раз в Ташкенте, еще тогда, 20 лет назад. Хочу вам сказать - ничего не изменилось за эти годы! Значит, остались люди, осталась любовь, осталось притяжение. Как у Роберта Рождественского — Есть эхо. Предчувствие притяженья. Почти что смертельное баловство…

Думаю, что основная цель классической музыки — соединение людей. На сегодня очень важно воссоздать вновь те нити, которые распались.

- Есть ли у вас свободное время?

- Свободного времени почти нет. Мы - рабы профессии. График наших выступлений расписан на 2 года вперед. Иногда даже страшновато читать, что 5 февраля 2019 года я должен быть в Чикаго, репетиция начнется во столько-то. Единственное, в августе я отказываюсь от всех предложений и провожу это время со своими дочками, семьей, получаю от них дозу любви, энергии, получаю возможность взглянуть на мир другими глазами.

- Где сейчас в мире больше всего востребована классика?

- Те люди, которых знают и любят, везде востребованы. Нам жаловаться не на что. Не припомню за последние лет 30, а то и больше, чтобы был неполный зал.

- То есть между Западом и Россией нет критического культурологического различия?

- Различие есть, но часто это в лучшую для нас сторону, как бы удивительно это ни звучало. К примеру, представьте себе, что 10-летний или 12- летний талантливый ребенок на Западе не имеет возможности выступить с большим оркестром. Это доступно только детям миллионеров или даже миллиардеров, потому что придется оплатить все — от аренды зала до пультов для музыкантов. А «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр бесплатно дают талантливым детям эту возможность. Так что, думаю, что в некоторых смыслах мы впереди.

- Чем вы руководствуетесь при выборе программы?

- Ну вот, к примеру, у Марики мы спросили, что бы ей хотелось спеть. Я не буду препятствовать ей и говорить — не пой это, пой то. Человек должен себя хорошо чувствовать на сцене, петь то, что ему самому дорого.

- Чем вам близка идея фестиваля «АРТ-Окно»?

- Своей разноплановостью. Искусство тем и прекрасно, что много всего в них существует.

- А что вы в литературе любите?

- Больше всего по душе поэзия. Восточная меня успокаивает, в частности, средневековая японская. Больше всего люблю русских поэтов, к примеру, Беллу Ахмадуллину. Кстати, однажды я открыл ее книгу и попал на такие строки: Ты — рвущийся из душной кожи лотос. Это можно сказать просто эпиграф к ее творчеству.

- Отличается ли публика маленьких городов от публики городов-миллионников?

- Конечно, Москва закормлена, перенасыщена, так же как любой крупный мегаполис. Вы имеете возможность видеть и слышать все самое лучшее. До маленьких городков практически никто не доезжает. Тем более, такой большой коллектив как оркестр.

- Как вам удается сохранять молодость души и тела?

- У нас говорят «В здоровом теле — здоровый дух». Но это неправильно, потому что в древние времена говорили «здоровый дух - здоровое тело». Существенная разница. Думаю, это и есть то самое, что меня поддерживает.

- Как удается совмещать руководство в двух коллективах?

- Вот такой я многостаночник, как-то успеваю. На самом деле, признаюсь, что «Виртуозы Москвы» — это как потрясающая машина, к примеру, "Роллс - Ройс". Подходишь, заводишь и все - полный комфорт. А с Филармоническим оркестром приходится больше работать, этот коллектив и моложе, и в нем больше людей, почти 100 человек.

 

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *