Владимир Спиваков завершит юбилейный Рождественский фестиваль Мессой Моцарта

26 января 2020 | Светлановский зал Дома музыки
Солисты: Надежда Гулицкая, сопрано
Евгения Асанова, меццо-сопрано
Алексей Неклюдов, тенор
Даниил Чесноков, бас
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Дирижер – Владимир Спиваков
Моцарт. Большая месса до минор, KV 427

КУПИТЬ БИЛЕТ

Национальный филармонический оркестр России и Владимир Спиваков ежегодно выступают на закрытии Рождественского фестиваля духовной музыки в ММДМ, художественным руководителем которого является маэстро. Для заключительных концертов форума Владимир Спиваков неизменно выбирает выдающиеся произведения кантатно-ораториального жанра, принадлежащие к разным эпохам, национальным школам и конфессиям, приобщая тем самым публику к многовековому наследию христианской музыкальной культуры. Для исполнения по традиции маэстро привлекает ярких солистов и один из ведущих московских хоровых коллективов – Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича.
 Юбилейный фестиваль Владимир Спиваков решил завершить Большой мессой Моцарта. Это последнее сочинение композитора в своем жанре, которое, как и знаменитый Реквием, осталось незавершенным, однако укрепилось в исполнительской практике и заняло важное место в ряду шедевров наряду с Мессой си минор Баха и «Торжественной мессой» Бетховена.

«К юбилейному Рождественскому фестивалю мы все – артисты и слушатели – подошли с радостным чувством сопричастности, открытости добру и свету, который несет этот праздник музыки, – говорит Владимир Спиваков. – На закрытии прозвучит Большая месса Моцарта – сочинение, крайне редкое для столичных концертных залов. Выбор этого шедевра – одного из вершинных среди духовных сочинений австрийского гения – не случаен. Великий мастер жил и творил с убеждением, что своим талантом он обязан Богу и что его долг перед Всевышним – раскрыть свой дар в полной мере и нести свет в мир, «дабы признал Бога, славил и чтил его, служил ему и тем самым обрел вечное блаженство». Пример Моцарта поистине вдохновляет всех нас».


Большая месса до минор была написана в 1782 году и стала завершающим сочинением Моцарта в этом жанре. Масштабы Große messe для Моцарта беспрецедентны: по мнению исследователей, по монументальности с ней может сравниться только Kyrie ре минор (KV 341), а по глубине образов, драматизму и внутренней контрастности – лишь Реквием.
С историей создания Мессы до минор связано не меньше загадок, чем с Реквиемом. Моцарт начал писать такое масштабное произведение, не имея заказа на него, что было нехарактерно для того времени. По версии Германа Аберта, «сочинить ее он дал обет самому себе в критические дни своего обручения, во время болезни Констанцы». По версии Георга Ниссена, создание мессы было связано с появлением у четы Моцартов первенца. 
Первое исполнение частей мессы состоялось в 1783 году в Зальцбурге (как следует из записи в дневнике сестры Вольфганга Анны Марии, Констанца пела одну из двух сольных партий сопрано в Laudamus te, Domine Deus и Quoniam, написанную специально для нее). На тот момент из шести разделов были готовы лишь четыре – Kyrie, Gloria, Sanctus и Benedictus. Существенная часть Credo, а также весь раздел Agnus Dei так и остались лишь в набросках. Вероятно, одной из причин незаконченности сочинения стала политика императора Иосифа II в сфере церковной музыки, направленная против преувеличенной помпезности богослужений: «чем проще музыка, тем больше она соответствует христианскому смирению и благоговению». 
Исследователи называют и еще одну причину появления Большой мессы: в 1782 году благодаря барону Готфриду ван Свитену, большому любителю и собирателю старинной музыки, Моцарт познакомился с музыкой Баха, в том числе и Мессой си минор. Именно в этот период он обращается к полифоническим старинным формам, пишет фуги, фантазии и сюиты, насыщает свои сочинения полифоническими приемами и новой для него образностью. Все это очевидно и в Большой мессе, где «старое» и «новое» представлено в небывалом сплаве, рождающем неповторимый моцартовский стиль. 
Попыток завершить Большую мессу было предпринято немало. Свои редакции осуществили Х.К. Роббинс Лэндон, Ричард Маундер, Филип Уилби, Роберт Левин. Одни из них прибегали к приему цитирования (использовали музыку Моцарта из других сочинений), другие создавали собственную инструментовку, опираясь на сохранившиеся эскизы. Наиболее популярной стала реконструкция до-минорной мессы (с Credo и Sanctus), выполненная Хельмутом Эдером.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *