Концерт памяти жертв Холокоста и к 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга

6 февраля 2020 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент №21: Национальный филармонический оркестр России
Солистка – Надежда Гулицкая, сопрано
Дирижер – Станислав Кочановский
Р. Штраус. «Метаморфозы», этюд для 23 солирующих струнных инструментов
Мартину. «Памятник Лидице», симфоническая тризна
Вайнберг. Симфония № 21 («Кадиш») для сопрано и оркестра

КУПИТЬ БИЛЕТ

Концерт Национального филармонического оркестра России 6 февраля носит двойное посвящение. Продолжая линию международных мемориальных мероприятий, приуроченных к 75-летию освобождения лагеря смерти Освенцим (Аушвиц) советскими войсками, вечер посвящается памяти жертв Холокоста. Кроме того, концерт станет музыкальным приношением к 100-летию со дня рождения композитора Мечислава Вайнберга, семья которого погибла от рук нацистов.

Музыку Вайнберга – автора 17 струнных квартетов, 22 симфоний, нескольких опер и балетов, не считая произведений для камерных ансамблей, театра и кино – в первые постсоветские годы исполняли редко, возрождение интереса к ней началось лишь десять лет назад. Теперь она звучит во всем мире и в течение нынешнего сезона исполняется широко по всей России. Двадцать первая – последняя законченная симфония Вайнберга – носит название «Кадиш» и посвящена памяти погибших в Варшавском гетто. В симфонию вошли также фрагменты из музыки Вайнберга к фильму «Отче наш». Московское исполнение «Кадиша» станет одним из крупнейших событий проекта «Год Вайнберга в России».

Оплакиванию жертв войны посвящены и два других произведения, вошедшие в программу НФОР. «Памятник Лидице» Богуслав Мартину создавал как монумент чешской деревне, в один день стертой нацистами с лица земли, где за живописностью симфонической картины слышны страшные в своей правдивости сцены. Мировая премьера сочинения состоялась в Нью-Йорке 3 августа 1943 года. На родине автора пьеса впервые прозвучала уже после войны, 14 марта 1946 года, в седьмую годовщину германской оккупации Чехословакии. В конце «симфонической тризны» звучит короткий мотив, напоминающий «тему судьбы» из Пятой симфонии Бетховена.

Связь с творчеством Бетховена прослеживается и в «Метаморфозах» Рихарда Штрауса, воспринявшего поражение Германии как крушение старого мира и гибель великого романтического искусства. «Метаморфозы» написаны в последние месяцы Второй мировой войны под впечатлением от бомбардировки Мюнхена, родного города композитора, и разрушения Дома Гёте в Веймаре; произведение стало погребальной песнью по немецкой культуре. Цитата из Траурного марша «Героической симфонии» Бетховена сопровождается авторской пометкой “In memoriam!” – «В память!».

За пультом НФОР выступит харизматичный российский дирижер Станислав Кочановский, которого называют «одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего» и «настоящим феноменом». Международная карьера дирижера стремительно развивается и в симфоническом, и в оперном репертуаре. Летом 2017 года он дебютировал на фестивале в Вербье с оперой «Евгений Онегин» Чайковского и с тех пор стал постоянным участником форума. Он выступает с Королевским оркестром Консертгебау, филармоническими оркестрами Осло и Бирмингема, Королевским оркестром Стокгольма, Оркестром де Пари, оркестром римской Академии Санта Чечилия и другими всемирно известными коллективами. С НФОР маэстро сотрудничает уже несколько лет, неизменно предлагая московским слушателям неординарные программы, и ближайшая не станет исключением.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *