Посвящение Араму Хачатуряну

29 декабря 2020 | Зал Зарядье
Солисты: Борис Березовский, фортепиано
Никита Борисоглебский, скрипка
Дирижер – Тимур Зангиев
В концерте принимает участие Карина Тер-Газарян, фортепиано*
В программе: Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Адажио из балета «Спартак»*
Колыбельная из балета «Гаянэ»*
Танец с саблями из балета «Гаянэ»*
Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор

КУПИТЬ БИЛЕТ

Завершая 2020 год, Национальный филармонический оркестр России даст в Зале Зарядье монографический концерт, целиком посвященный творчеству Арама Хачатуряна. В вечере примут участие блистательные солисты-виртуозы Никита Борисоглебский (скрипка) и Борис Березовский (фортепиано), а также юная пианистка, лауреат международных конкурсов, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, ученица Бориса Березовского Карина Тер-Газарян. В исполнении Карины прозвучат фрагменты из балетов Хачатуряна в транскрипции для фортепиано. За пультом НФОР – заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, дирижер Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Тимур Зангиев.

В центре программы – инструментальные концерты выдающегося армянского классика, о которых Дмитрий Шостакович писал: «Вот область, где здоровая хачатуряновская «философия жизни», щедрость чувств, глубина мысли проявились с наибольшей силой и полнотой!». Фортепианный и Скрипичный концерты Хачатуряна стали частью инструментальной триады (наряду с Виолончельным концертом), задуманной в середине 1930-х годов и созданной в течение десятилетия. Все три произведения были написаны в расчете на искусство выдающихся исполнителей, в частности Льва Оборина и Давида Ойстраха, которым посвящены Фортепианный и Скрипичный концерты.

«Чем же увлекает меня эта музыка? – писал Лев Оборин о Фортепианном концерте. – Да тем, пожалуй, что характерно для всего творчества Хачатуряна: могучим темпераментом, самобытностью, яркой виртуозностью партий солирующего фортепиано и оркестра. Фортепианный концерт Хачатуряна – одно из немногих современных произведений этого жанра, являющееся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива».

О своем первом впечатлении от Скрипичного концерта Давид Ойстрах вспоминал: «Зажигательные ритмы, характерные обороты национального фольклора, широкие мелодичные темы сразу покорили меня... Искренняя и своеобразная [музыка], исполненная мелодических красот, народного колорита, она словно искрилась… Все эти черты, которыми Концерт до сих пор радует слушателей, произвели тогда незабываемое впечатление. Было ясно, что родилось новое, яркое произведение, что ему предстоит большая жизнь на концертной эстраде. Моей скрипке суждено было положить начало этой жизни. (...) До сих пор помню, с каким подъемом я работал над этим произведением».

Композитор Тигран Мансурян: «Брамс написал свой Скрипичный концерт после того, как в его национальной музыкальной культуре в этом жанре работали несколько поколений великолепных мастеров, подготовивших его взлет: его – жанра, и его – Брамса. Хачатурян же совершил подвиг. Он первым из армянских музыкантов написал сначала Фортепианный, затем Скрипичный концерты и сразу взлетел до тех высот, на которых находятся шедевры этого жанра во всей мировой музыкальной культуре».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *