Концерт к 75-летию Льва Конторовича

2 декабря 2022 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Солисты: Елена Логинова, сопрано
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Вячеслав Воробьев, тенор
Иван Любимов, тенор
Игорь Подоплелов, бас
Дирижер – Лев Конторович
Шуберт. Месса № 6 для солистов, хора и оркестра ми-бемоль мажор, D. 950
Шуберт. Stabat Mater для солистов, хора и оркестра, D. 383

В 2022 году отмечает 75-летие выдающийся хормейстер, народный артист Российской Федерации, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Лев Конторович. Концерт маэстро с его любимым коллективом, НФОР и солистами на сцене Зала имени Чайковского станет частью юбилейных торжеств.

Много лет Лев Конторович и Академический Большой хор остаются главными творческими партнерами Национального филармонического оркестра России. Совместно с оркестром «Мастера хорового пения» принимали участие во многих абонементных циклах на крупнейших сценах Москвы, в мемориальных и юбилейных концертах, в фестивалях Владимира Спивакова в Москве, регионах России и Кольмаре (Франция), в Рождественском фестивале духовной музыки в ММДМ, в концерте памяти жертв Холокоста в Иерусалиме и других заметных событиях, а также в значимых записях русской музыки. 

В нынешнем концерте Лев Конторович выступит как симфонический дирижер, приняв бразды правления объединенным составом исполнителей. Программу вечера он выстроил из произведений Франца Шуберта (1797–1828). Месса ми-бемоль мажор – одно из последних произведений композитора, созданных за несколько месяцев до его смерти. Месса была написана по просьбе друга детства Шуберта – Михаэля Лейтермайера, хормейстера Церкви Святой Троицы в венском районе Альзергрунде. Именно в этом храме годом ранее отпевали Бетховена, и Шуберт участвовал в многолюдной похоронной процессии, неся рядом с гробом своего кумира зажженный факел. Во многих шубертовских произведениях, в особенности в крупных многочастных опусах, ощущается влияние Бетховена, и Месса ми-бемоль в их числе. Это сочинение жизнеутверждающего характера с широким использованием полифонии и монументальной архитектоникой, сопоставимое с бетховенской «Торжественной мессой».

Stabat Mater, напротив, – одно из ранних произведений Шуберта, написанное 19-летним автором  для родного брата Фердинанда. Любопытно, что в этом произведении композитор использует не канонический латинский текст, приписываемый Якопоне да Тоди, а вольный перевод на немецкий язык Фридриха Клопштока (поэтому версию Шуберта называют «Немецкой Stabat Mater»). Произведение представляет собой 12-частную кантату для солистов, смешанного хора и оркестра. И Месса ми-бемоль мажор, и Stabat Mater были впервые исполнены и опубликованы уже после смерти композитора.


Лев Конторович родился в 1947 году в Москве. Окончил Московское государственное училище имени А. В. Свешникова (1964) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1969, класс хорового дирижирования Клавдия Птицы, класс симфонического дирижирования Льва Гинзбурга, класс инструментовки Альфреда Шнитке). По окончании МГК вернулся в училище имени Свешникова, где преподавал специальные дисциплины, дирижировал хором мальчиков. В 1992 года был назначен завкафедрой хорового дирижирования Академии хорового искусства, созданной на базе училища. С 1996 года начал преподавать в Московской консерватории, в 2012 году возглавил кафедру современного хорового исполнительского искусства, в 2017 году – кафедру хорового дирижирования. В 1997 году создал камерный хор «Духовное возрождение» при МГИМ имени А. Г. Шнитке. С 2005 года – художественный руководитель Академического Большого хора «Мастера хорового пения». Народный артист Российской Федерации (2013).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *