НФОР выступит на открытии и закрытии Рождественского фестиваля в Доме музыки

С 14 по 22 января 2023 в Московском международном Доме музыки пройдет XIII Рождественский фестиваль духовной музыки. Он проводится с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Департамента культуры города Москвы. Фестиваль, приуроченный к празднику Рождества Христова, проходит ежегодно с 2011 года под художественным руководством Владимира Спивакова и митрополита Будапештского и Венгерского Илариона. Это один из титульных проектов Дома музыки, ежегодно знакомящий слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами. Кульминацией фестивальной программы неизменно становится заключительный вечер с участием Владимира Спивакова.

На открытии XIII фестиваля 14 января с Национальным филармоническим оркестром России выступят солисты ведущих московских музыкальных театров, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и Камерный хор Московской консерватории. Программа концерта составлена из масштабных вокально-симфонических сочинений – «Рождественской оратории» митрополита Илариона (она будет исполнена под управлением Льва Конторовича) и кантаты Танеева «По прочтении псалма» (с Арсентием Ткаченко за дирижерским пультом).

«Рождественская оратория» митрополита Илариона (Алфеева) была написана в 2007 году. В основе произведения – рассказ о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа из Евангелий от Матфея и Луки. В либретто использованы богослужебные тексты Православной Церкви, посвященные праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня. Ораторию отличают монументальность замысла, насыщенность хорового и оркестрового письма, широкое использование полифонии. Общая драматургия сочинения направлена от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом.

Кантата Танеева «По прочтении псалма» на стихи А. С. Хомякова была завершена зимой 1915 года и стала последней работой композитора, неким художественным завещанием мастера. Это сочинение обобщило многолетние творческие искания Танеева, здесь он достиг вершины технического мастерства и отразил свои размышления о смысле бытия, о нравственных идеалах, о месте и роли человека в социуме, а художника в искусстве. Композитор посвятил это произведение памяти своей матери Варвары Павловны Танеевой. Для каждой из трех частей кантаты композитор нашел индивидуальное образное решение, создавая между ними интонационные связи, а также в полной мере реализовал на практике все свои накопленные знания ученого-контрапунктиста, впитавшего заветы Баха.

«Открывая ежегодный Рождественский фестиваль духовной музыки, я хотел бы вспомнить слова одного из главных песнопений рождественской службы. В нем говорится, что с Рождением Христа “миру воссиял свет разума”, – говорит Владимир Спиваков. – Каждый из нас чувствует в праздничные дни, что Рождество – особая пора: это время обретения мудрости, определения своего места в мире, осознания духовной миссии. Особенно важно это для тех, кто избрал себе стезю служения искусству, культуре. Наша задача – нести людям любовь, добро и правду, которые, как сказал патриарх Кирилл, Господь соединяет с человеческим разумом. И наш музыкальный фестиваль тоже служит этой высокой цели, находя отклик в сердцах людей».

По словам митрополита Илариона, «искусство напоминает человеку о его бессмертной душе и о том, что каждый из нас призван быть соработником Творцу». «Я благодарю Владимира Теодоровича Спивакова за его труды по укреплению в современном мире столь необходимых отзывчивости и доверия в сердцах людей», – отмечает владыка.

На закрытии фестиваля 22 января Владимир Спиваков представит свою интерпретацию знаменитого Реквиема Моцарта – бессмертного шедевра в жанре заупокойной мессы. Композитор создавал Реквием по заказу графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, но не успел дописать партитуру – эту работу продолжил ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер и оказался не единственным, кто вмешался в процесс создания музыки. Дискуссии об авторстве различных частей продолжаются до сегодняшнего дня. Бесспорно одно: Реквием, с его возвышенной красотой и архитектонической стройностью, принадлежит к выдающимся произведениям музыкального классицизма и величайшим памятникам мировой музыкальной культуры.


14 января 2023 | Светлановский зал Дома музыки
XIII Рождественский фестиваль духовной музыки. Открытие
Солисты: Елена Логинова, сопрано*
Дмитрий Кузнецов, баритон*
Михаил Кауфман, дискант*
Надежда Гулицкая, сопрано
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Игорь Морозов, тенор
Игорь Подоплелов, бас-баритон
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович)
Камерный хор Московской консерватории
Дирижеры – Лев Конторович*, Арсентий Ткаченко
Митрополит Иларион (Алфеев)*. «Рождественская оратория» для солистов, хора и оркестра
Танеев. Кантата «По прочтении псалма» для солистов, двойного смешанного хора и оркестра на текст А. С. Хомякова, соч. 36

22 января 2023 | Светлановский зал Дома музыки
XIII Рождественский фестиваль духовной музыки. Закрытие
Солисты: Лилит Давтян, сопрано
Анна Юркус, меццо-сопрано
Ярослав Абаимов, тенор
Родион Васенькин, бас
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович)
Дирижер – Владимир Спиваков
Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра, KV 626

 

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *