Все концерты и симфонии Рахманинова – вечер второй

19 февраля 2023 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Все концерты и симфонии Рахманинова. К 150-летию со дня рождения»
Солист – Николай Луганский, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Рахманинов. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1 (2-я ред.)
Рахманинов. Симфония № 1 ре минор, соч. 13

КУПИТЬ БИЛЕТ

Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России продолжают цикл концертов к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова – все фортепианные концерты и симфонии прозвучат за четыре вечера. Цикл стартовал 6 октября: исполнялись  Четвертый фортепианный концерт, Рапсодия на тему Паганини (солист – Филипп Копачевский) и «Симфонические танцы».

Напомним, для Владимира Спивакова Сергей Рахманинов – самый любимый автор, которого маэстро называет «одной из путеводных звезд». Его музыку маэстро давно включил в постоянный репертуар, записал с НФОР «Три русские песни», кантату «Весна», поэму «Колокола», «Симфонические танцы», все фортепианные концерты и симфонии. Релиз симфонического собрания планируется к юбилею композитора.

В программе второго вечера прозвучат шедевры из раннего творчества Рахманинова. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, продолжающий линию лирико-драматических концертов русских и западноевропейских романтиков (Чайковского, Шумана, Грига и других), был им написан в студенческие годы. Премьера состоялась в 1892-м: солировал автор, оркестром дирижировал Василий Сафонов. Концерт стал первым произведением, которое Рахманинов решил вынести на суд публики, обозначив его как «opus 1». В 1917 году композитор переработал юношеское сочинение, и во второй редакции оно предстало на высоком уровне зрелого мастерства – искусного фортепианного и оркестрового письма. Большинство пианистов предпочитает исполнять именно новую редакцию сочинения, в том числе народный артист России Николай Луганский.

Премьера Первой симфонии 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге обернулась провалом, а для автора – сильнейшей травмой: в течение трех лет он не мог сочинять, симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утерянной. «Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины...», – писал композитор Борису Асафьеву. Виновником трагедии многие считали дирижера Александра Глазунова, не сумевшего донести авторский замысел. Уже после смерти Рахманинова, спустя полвека после катастрофической премьеры, музыковед Александр Оссовский отыскал оркестровые голоса симфонии, по которым партитура была восстановлена. 17 октября 1945 года в Москве состоялось второе рождение сочинения под управлением Александра Гаука. На этот раз «значительное и оригинальное произведение, предвосхитившее многое в дальнейшем творческом развитии композитора» (музыковед Юрий Келдыш), было оценено по достоинству.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *