Шедевры русской музыки

17 марта 2023 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Маэстро Владимир Спиваков и НФОР»
Солист – Александр Гиндин, фортепиано
Партия органа – Евгения Кривицкая
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Рахманинов. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор (1-я ред.), соч. 1
Чайковский. Симфония «Манфред»

КУПИТЬ БИЛЕТ

Национальный филармонический оркестр России продолжает свой именной абонемент в Доме музыки программой из признанных шедевров русских классиков. Под управлением Арсентия Ткаченко прозвучат Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и симфония «Манфред» Петра Чайковского.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, продолжающий линию лирико-драматических концертов русских и западноевропейских романтиков (Чайковского, Шумана, Грига и других), был написан Рахманиновым в студенческие годы и стал первым произведением, которое автор решил вынести на суд публики, обозначив его как «opus 1». Композитор сам исполнял сольную партию на премьере, оркестром дирижировал Василий Сафонов. В 1917 году Рахманинов переработал сочинение, и именно новая редакция вошла в концертную практику. Однако немногие пианисты, в том числе Александр Гиндин, предпочитают первую редакцию концерта, ценя ее юношескую свежесть и непосредственность высказывания.

Симфонию «Манфред» по одноименной драматической поэме Байрона Чайковский создал по просьбе главы «Могучей кучки» Милия Балакирева. По завершении работы он писал в одном из писем: «Манфред – не простой человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия». Образу главного героя композитор посвятил практически всю первую часть симфонии (впоследствии он планировал превратить ее в симфоническую поэму), остальные три части представляют собой по большей части живописные сцены, внешне связанные между собой темой Манфреда.

Каждой части симфонии предпослана литературная программа:
I. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
II. Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
III. Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
IV. Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он прощен. Смерть Манфреда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *