(Русский) Национальному филармоническому – шестнадцать

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В жизни человека шестнадцать лет – совершеннолетие. Для творческого коллектива – пусть недолгая, но уже история. К этому возрасту складывается традиция, сменяется поколение артистов, формируется устойчивое отношение со стороны слушателей. Когда речь идёт о симфоническом оркестре, значимость события повышается, потому что велика ценность коллективов такого рода в культуре. Наш выдающийся соотечественник, один из крупнейших мыслителей ХХ века Питирим Сорокин сравнивал ключевые события в истории человечества с выступлениями оркестров. Конечно, для него это только красивая метафора. Применять её к конкретной музыкальной жизни, возможно, и необязательно, однако нельзя не видеть, что в выступлении оркестрового коллектива, действительно, осуществляется сочетание личностного самовыражения и решения общезначимой задачи. А это, действительно, – средство концентрации наиболее сложных творческих изысканий в социальном развитии.

 

Некоторые оркестры вполне можно рассматривать как голограмму творческого ресурса, породившей их культуры. Далеко не всякий коллектив способен быть носителем такой идеи, но Национальный филармонический оркестр России вполне может рассматриваться в таком качестве. К своему шестнадцатилетию он, несомненно, стал одним из стержней культурной жизни нашей страны, носителем её созидательной энергии. Дело не только в высочайшем классе концертного музицирования, но в том, что этот коллектив – ядро творческой жизни, к которому стягиваются силы, рассредоточенные по всей России.

 

Создатель коллектива и его бессменный руководитель Владимир Спиваков постоянно держит связи с наиболее продуктивными музыкально-исполнительскими и образовательными учреждениями, где каждый музыкант уже является лидером своего дела. Спиваков неустанно слушает, консультирует, направляет очень многих музыкантов, некоторых ведёт буквально «за руку», формируя специалистов экстра-класса. Потом из них выбирает артистов для своего коллектива. Потом эти талантливые музыканты, сформированные, большей частью, как солисты, становятся частью единого организма. Как удачно заметил гобоист Максим Орехов: «Играя в Национальном филармоническом почти шесть лет, до сих пор не привык к этому удивительному миру, который создал вокруг себя Владимир Спиваков». Те, кто находят себя в нём, становятся «лицами России» перед страной и всем миром. Владимир Теодорович считает необходимым много выступать по разным регионам России, нередко в её настоящей глубинке. При этом ведёт постоянную работу за рубежом, как в извилистых «одноразовых» гастрольных поездках, так и на стабильных фестивальных базах.

 

Одной из важных точек для выступлений оркестра стал Международный фестиваль во французском городе Кольмар (один из интереснейших туристических центров провинции Эльзас). С 1989 года Спиваков является постоянным артистическим директором этого авторитетного собрания академических музыкантов со всего мира. В этом году фестиваль прошёл в 31-й раз и был посвящён памяти выдающегося дирижёра современности Клаудио Аббадо. Как обычно, фестиваль осуществился в первые две недели июля. В рамках фестиваля прошло 26 симфонических и камерных концертов, из которых Национальный филармонический выступил в 10 ключевых.

 

Обращает на себя внимание удивительная гибкость и отзывчивость коллектива. Музыканты активно отвечают на импульсы, задаваемые дирижёром. «Мы привыкли прислушиваться к тому человеку, который встаёт за дирижёрский пульт», – говорит кларнетист Андрей Михайловский. Артисты так выразительны, что едва ли не каждое соло становится маленькой музыкальной жемчужиной. Ткань партитуры рельефна, голоса звучат сбалансировано относительно друг друга. Это не раз отмечали виднейшие солисты, выступавшие с коллективом в разные годы: «Я был поражён эмоциональными оркестровыми кульминациями, мастерством солистов и тем, как удобно мне было играть с этим коллективом» (скрипач Лоран Корсиа). «У вас потрясающий звук. В вашем звучании есть всё: красота и мощь, сила и нежность, богатство и тонкая огранка» (певец Ферруччо Фурланетто). «Начиная с первых репетиций и вплоть до последнего биса на концерте я наслаждалась великолепным звучанием вашего оркестра, изумительной сыгранностью, божественным звуком» (певица Мария Гулегина).

 

Нынешнее качество блестящего исполнительства обеспечивается всеми музыкантами без исключения при лидерстве концертмейстера оркестра Тимура Пирвердиева. Туше первых и вторых (концертмейстер Максим Хохолков) скрипок задают эталон звука: обеспечивает мощную рельефную звукоподачу мелодической линии, при этом в нужных местах даёт акварельные прозрачные краски. Под стать верхним голосам выступают альты (концертмейстер Светлана Степченко), бархатное звучание которых усиливает объёмность всей струнной части оркестра. Эффектны виолончели. Концертмейстер группы Пётр Гладыш – увлечённый человек, умеющий заражать коллег стремлением к совершенству. Благородный тембр контрабасов (концертмейстер Василий Андреев) размыкает звучание струнных в глубину.

 

Духовые и ударные во всё их многообразии предполагают солирующее положение каждого музыканта. Они хорошо слышны в любом оркестре. В НФОРе духовик – всегда виртуоз с особым неповторимым голосом, сформированным в лучших школах, нередко европейских, где игра на духовых культивируется больше, чем у нас. Концертмейстеры групп – Сергей Бубнов (флейта), Александр Архангельский (гобой), Андрей Михайловский (кларнет), Станислав Катенин (фагот), Станислав Давыдов (валторна), Кирилл Солдатов (труба), Александр Демиденко (тромбоны и туба), Валерий Поливанов (ударные), Илона Нокелайнен (арфа и фортепиано) – настоящие мастера, признанные солисты и ансамблисты. Когда слушаешь оркестр в концертах и на репетициях, остаётся ощущение радости свободного органичного музицирования. Любые самые сложные партитуры раскрываются в этом звучании так естественно, будто создавались именно для этого коллектива. Все с ходу понимают задачу, играют без борьбы и усилий. Музыканты легко переключаются от сочинений классицистов к романтикам, а от них к напряжённым интонационным конструкциям ХХ века так, как если бы просто меняли костюмы.

 

В нынешнем году в программах оркестра присутствовали концерты для солирующих инструментов, симфонии, крупные вокально-хоровые сочинения и сольные работы вокалистов. Концерты играли как известные, так и начинающие музыканты. Так, на открытии фестиваля с Пятым фортепианным концертом Л. ван Бетховена выступил один из востребованных виртуозов Александр Романовский. В последующие дни мы услышали мастерскую игру на скрипке маэстро Владимира Спивакова в концерте А. Вивальди (RV 278). Кларнетовый концерт В. А. Моцарта был представлен в весьма необычной трактовке американской исполнительницы Шэрон Кам. Выдающийся французский мастер Готье Капюсон представил публике совершенную интерпретацию виолончельного концерта А. Дворжака. Семнадцатилетняя испанка Мария Дуэньяс с недетской энергией сыграла Первый скрипичный концерт Н. Паганини. А авторитетнейший флейтист Эммануэль Паю показал высочайший класс исполнительства в Первом концерте В. А. Моцарта и особенно (на бис) в изысканной пьесе К. Дебюсси «Сиринкс». Легендарная Виктория Муллова убедительно и по-настоящему сильно выстроила концепцию одного из самых серьёзных произведений ХХ века – Первого скрипичного концерта Д. Д. Шостаковича. Одна из крупнейших звезд современной оперной сцены Хибла Герзмава представила программу из арий итальянских композиторов (Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Пуччини, Ф. Чилеа). В ходе фестиваля получила отражение целенаправленная поддержка В. Т. Спиваковым юных дарований: с 23 концертом В. А. Моцарта для фортепиано выступила вдумчивая двенадцатилетняя пианистка Александра Довгань. Артисты оркестра тоже выступали как солисты не только в оркестровых партиях. Андрей Михайловский показал свои блестящие виртуозные возможности в исполнении Концертной фантазии на темы из оперы «Риголетто» Дж. Верди – Л. Басси. А Светлана Степченко рельефно провела партию солирующего альта в грандиозной симфонии Г. Берлиоза «Гарольд в Италии». К слову сказать, выразительности подачи этого сочинения, в большой мере, способствовало художественное чтение Татьяны Спиваковой.

 

Национальный симфонический оркестр очень отзывчив на руку дирижёра. По-разному звучит под руководством разных маэстро. В этом году показали своё искусство четыре мастера. Семь концертов провёл Владимир Спиваков. Он прекрасно выстраивает любые произведения, обладает редким умением органично развёртывать замыслы самых сложных опусов, выявлять главные концептуальные смыслы, не цепляясь за частности. В результате каждое сочинение слушается на одном дыхании как единый непрерывный процесс (показательно, что маэстро фактически все циклические сочинения играет без остановок между частями, буквально не опуская рук). Владимир Теодорович убедительно, по-настоящему свежо и впечатляюще провёл четыре хрестоматийные симфонии: Седьмую Л. ван Бетховена, Четвёртую П. И. Чайковского, Четвёртую («Итальянскую») Ф. Мендельсона и Первую («Титан») Г. Малера, оставив сильное впечатление от каждого из шедевров. В своё время певица Анна Ларссон отмечала: «Он (Спиваков) – удивительный дирижёр. Мы почти не разговаривали, он был очень сконцентрирован. А потом, когда вышли на сцену и он взмахнул руками – это был взрыв, как брызги шампанского. Я много пела Малера с разными дирижёрами, но такого в моей жизни ещё не было. Потрясающе». Концерты нынешнего фестиваля подтверждают характеристику артистки.

 

По одному концерту продирижировали другие музыканты. Израильтянин Рани Кальдерон сосредоточил внимание на музыке К. Дебюсси («Ноктюрны» и «Море»). Однако особую заботу он проявил о собственной композиции, названной «Прелюд “Нотр-Дам де Пари”» – единственном неклассическом сочинении в программах симфонических концертов фестиваля. Относительно редко звучащие сочинения представил Андрей Борейко – «Blumine» Г. Малера и Восьмую симфонию А. Дворжака. Провёл их ярко и уверенно.

 

Французский маэстро Бриан Шамбри представил слушателям музыку Г. Берлиоза на итальянскую тему (упомянутую выше симфонию «Гарольд в Италии» и «Римский карнавал»). Третьим сочинением в этом концерте стала увертюра «Франческа да Римини» П. И. Чайковского (тоже итальянский мотив – из Данте). Таким образом, Шамбри сблизил итальянскую, французскую и русскую культуры.

 

Особые страницы работы оркестра определяются союзом с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» под руководством Льва Канторовича. Благодаря совместной работе коллективов оказалось возможным представление лучших произведений мировой кантатно-ораториальной музыки. В этом году слушатели познакомились с интерпретацией российскими музыкантами «Глории» А. Вивальди, Реквиема В. А. Моцарта, кантаты «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и поэмы «Колокола» С. В. Рахманинова (в концертах всеми произведениями дирижировал В. Спиваков). Названные сочинения редко звучат в концертах, потому что требуют участия крупных коллективов и солистов высокого уровня мастерства. Исполнение каждого из них – всегда событие музыкальной жизни. В Кольмаре же возможность услышать четыре сочинения подряд – уникальный случай, имеющий общеевропейское значение. Нельзя не отметить, что появление рядом четырёх грандиозных опусов свидетельствует о безграничных возможностях обоих коллективов, а также солистов: Анны Аглатовой (сопрано), Евгении Асановой (меццо-сопрано), Алексея Неклюдова (тенор), Даниила Чеснокова (бас) и особенно Василия Ладюка (баритон). Все произведения были представлены не просто убедительно и достойно, но по сути образцово. Особенно это касается русской музыки, где наши артисты уверенно показывают эталонные интерпретации.

 

Празднование дня рождения оркестра проводилось в один из дней фестиваля в Кольмаре организационными усилиями директора оркестра Георгия Агеева и инспектора Вячеслава Михайлова. Музыканты с радостью поздравили друг друга с состоявшимся рубежным моментом истории коллектива и энергично продолжили свою прекрасную вдохновенную работу, достойно представляя нашу страну в Европе. Новых успехов, друзья!

 

Андрей Лесовиченко. «Музыка и время», 2019, №10