(Русский) Владимир Спиваков: “Музыка утешает и дарит надежду”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Московский музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» открылся в Доме музыки. Каждый концерт фестиваля — премьера, каждый участник — громкое имя в мире музыки. В интервью «Вечерке» маэстро рассказал, что помогает ему собирать лучших исполнителей. - Вы организатор и вдохновитель нескольких международных фестивалей, благодаря которым друзьями России стали выдающиеся артисты и музыканты. Как вам удается быть послом дружбы и мира в сегодняшней сложной политической ситуации? - Я не разочаровываю друзей, не даю им обманчивых надежд, не позволяю себе обманывать ожидания других людей и врать. А еще я не завидую. Что касается нашего времени, то пугает рост агрессии и насилия. Почему-то темная сторона жизни выступает на первый план.Идет откровенное надругательство над человеческими ценностями, моралью. - Видно, что, говоря об этом, вы переживаете. Скажите, а переживания обогащают музыку? - Вне всякого сомнения. Они наполняют музыку гораздо сильнее, чем радость и счастье. Я пришел к выводу, что глубокие, содержательные люди воспринимают жизнь не как комедию, а как трагедию. Я еще умудряюсь шутить, но все реже и реже, и между спором героев в романе Грэма Грина «Комедианты»: «Наша жизнь — трагедия или комедия», склоняюсь к первому жанру. - Может ли музыка помочь в борьбе с «темной стороной жизни»? - И я, и мои музыканты, и участники фестиваля — лучшие музыканты мира — стараются гасить агрессию, которая накопилась в мире. Кто-то должен ее гасить! Все, что мы можем сделать сегодня, — это дать людям утешение и надежду. - На фестивале вы исполните 21-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром и Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Почему вы выбрали эти произведения? - Я исполню музыку Моцарта с теми штрихами и акцентами, которые сделал лично, и Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», где я прописал разные по звучанию партитуры Моцарту и Сальери. Это будет эксклюзивное исполнение, и в нем вы найдете ответ — почему «гений и злодейство вещи несовместные». - Кстати, вы с этим согласны? - Пушкин видел вперед, на века... Правда, моя точка зрения — Сальери не отравлял Моцарта. Иначе Бетховен не сделал бы ни одного посвящения Сальери. Бетховен был человек правды, который каждое свое письмо подписывал «Бетховен», а не «ваш покорный слуга». Но этой фразой «о гении и злодействе» и убийством Моцарта Пушкин хотел сказать, что в истинном искусстве в конце концов интуиция побеждает разум. Если рядом поставить сочинения Сальери и Моцарта, мы увидим, насколько далеко шагнул Моцарт… - Но ведь Антонио Сальери был хорошим музыкантом, а не бездарным завистником? - Сальери был очень хорошим музыкантом, очень профессиональным и виртуозным. Но свою музыку он писал и исполнял согласно разуму, технике, а не божественной интуиции, духу или душе. - Как вы думаете, почему Пушкин, поднимая вопрос о гениальности и злодействе, обратился к личностям двух композиторов, а не писателей, политиков? - Возможно, потому что язык музыки понятен всем, и музыка — это эмоции, мысли, переживания, идеи, заключенные в черных точках нотного стана. Произведения писателей, идеи политиков могут устареть, а великая музыка будет жить до тех пор, пока существует мир. Закончится музыка — исчезнем мы. Пушкин взял композиторов Моцарта и Сальери как создателей самого эмоционального языка. - А кто ваши любимые поэты? Я поклонник поэзии Серебряного века. Люблю и поэтов-шестидесятников. Лично был знаком с Андреем Вознесенским, дружу с Евгением Евтушенко, люблю творчество Иосифа Бродского. Если буду выделять самых любимых, наверняка кого-то забуду, а этого бы не хотелось. И сегодня есть замечательные поэты. Возможно, не такая яркая плеяда, как во времена Пушкина или Серебряного века, но это настоящие поэты. Сейчас в искусстве в силу многих обстоятельств и причин происходит процесс накопления, а впереди нас ждут чудные открытия. - Нередко свои концерты, фестивали вы сравниваете с театральным спектаклем. Дружба с великим режиссером Георгием Товстоноговым, которому этой осенью исполнилось бы 100 лет, повлияла на ваше творчество? - Да, мы дружили с Георгием Александровичем, и я восхищался им. Самое главное, чему научил меня Товстоногов, — как добиваться гармонии. В каждом его спектакле были ясная мысль, четкая идея и идеально выверенные мизансцены. Товстоногов достигал гармонии всеми способами, включая высшую математику, он соединил искусство и алгебру.Каждый спектакль Товстоногова был музыкой. Жаль, что такие люди, как Георгий Товстоногов, уходят... Признаюсь, что каждый фестиваль, концерт я строю так, чтобы в нем была стройность, гармония, общая идея и чтобы каждый звук имел точечный посыл залу. - Какой концерт фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» для вас самый главный? - Я не играю концертов, которые не пропускаю через сердце. И все они для меня главные. Как и композиторы, чьи произведения я исполняю. Если играю Баха, то люблю Баха, играю Шопена — люблю Шопена. Ведь без любви музыка не рождается. Без нее вообще ничего хорошего родиться не может. - В чем отличие программы этого фестиваля от предыдущих? - В этом году из-за отсутствия спонсора нам пришлось несколько сократить ее и количество выступающих звезд, но, поверьте, фестиваль пройдет на высоком уровне и обязательно оставит свет в сердцах публики. Анжелика Заозерская "Вечерняя Москва", 11 ноября 2015