Знай наших! («Итоги», №15)

Национальный филармонический оркестр России — один из самых успешных проектов Владимира Спивакова. Оркестр, которому не исполнилось еще и 7 лет, не только играет на равных в высшей лиге российских оркестров, но недавно даже стал обладателем престижного президентского гранта. Сегодня НФОР, как говорил незабвенный персонаж фильма «Укротительница тигров» Казимир Алмазов, это «имя, публика, касса» и — добавим от себя — высокая репутация, которая сложилась у коллектива как внутри страны, так и за ее пределами. То, что НФОР больше и успешнее других колесит по собственной стране, — его безусловная заслуга, не оставшаяся незамеченной властью. А то, что этот оркестр проходит на ура и в Штатах, и в Европе, и в Японии, лишь свидетельствует о безоговорочном признании коллектива во всем мире.

В марте оркестр дал 12 концертов в Германии и Испании. Все концерты прошли на аншлагах, что случается далеко не всегда, учитывая избалованность европейского слушателя возможностью посещать концерты первоклассных гастролирующих оркестров, а также отсутствие в афише гастролей суперзвездных имен типа Кисина и Хворостовского. В четырех специально подготовленных для гастролей программах не только обязательные для российского оркестра Чайковский и Рахманинов, но и Римский-Корсаков, и Шостакович, не говоря уже о Шопене и Брухе. А особенно — о Бетховене и Рихарде Штраусе, на исполнение которых на родине последних отваживаются лишь те российские оркестры, которые уверены в конвертируемости своих музыкальных идей и соответствии строгим европейским критериям стиля и качества исполнения. Солистами на гастролях выступили три молодых российских музыканта, проживающих и строящих свою карьеру в Европе, — блестящий и нервный, но глубоко и тонко чувствующий музыку пианист Николай Токарев (в прошлом стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова), виртуозная скрипачка Алина Погосткина и срочно заменившая заболевшую Ольгу Керн пианистка Евгения Рубинова.

Надо сказать, что неприятности и болезни преследовали НФОР с первого дня гастролей, но не смогли повлиять на тонус коллектива и успех концертов. По прибытии в Германию выяснилось, что при перевозке были повреждены две виолончели и контрабас, которые невозможно было починить из-за ежедневных переездов. Кроме того, один за другим выбыли из строя по болезни трое музыкантов, которых пришлось отправлять для лечения в Москву. Наконец, сильно простудился и заболел сам Владимир Спиваков. Но об этом никто из слушателей даже не догадывался. Все концерты прошли при участии и под управлением Маэстро Спивакова на высоком эмоциональном градусе и неизменно завершались «стоячей» овацией и серией «бисов», которых буквально требовала разгоряченная публика. И только оркестранты, окружавшие уставшего и больного маэстро в его гримерной после концерта, понимали, какой ценой завоеваны эти овации.

Приходили к Спивакову в гримерную и многочисленные именитые концертные агенты, буквально вырывающие друг у друга право представлять оркестр в его следующих турне по Европе, и представители индустрии звукозаписи, вообще-то переживающей глубокий кризис (уже в мае — июне пройдут записи первых двух дисков НФОР для супергиганта Sony BMG). Немецкая пресса, которая обычно объективно, но пристрастно отыскивает самые незначительные огрехи в любом исполнении, была поразительно единодушная в оценке НФОР. «Феноменальное исполнение» — таков был вердикт одного баварского критика, известного несклонностью к комплиментам. Примерно то же писали и другие, выражая желание слушать оркестр ежегодно. В Германии критики весьма влиятельны, да и бокс-офис не подкачал. Теперь НФОР будет выступать в Германии ежегодно, а то и два раза в год, учитывая многочисленные летние фестивали. Но это не означает, что коллектив забудет про турне по России. По признанию маэстро, приоритетными для его двух оркестров всегда будут концерты в родной стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *