Владимир Спиваков: Приношение Яше Хейфецу

Воспоминания не стареют вместе с нами, и «...время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии» – в этих словах Иосифа Бродского звучит одна из пронзительных тайн нашего разума, который независимо от нас выделяет вехи, определяющие наше взросление и наш выбор жизненного пути. Так, столкновение с абсолютным совершенством, будь то Пергамский алтарь, фрески Микеланджело, женские портреты Леонардо да Винчи, Реймсский собор, скульптуры Родена, игра света и тени на картинах импрессионистов, после первого ошеломления очищает наши мысли и пробуждает то лучшее, что заложено в каждом человеке. Мне повезло расти в Ленинграде, стройность проспектов которого почти бессознательно прививала чувство гармонии. Я помню мое первое знакомство с искусством Яши Хейфеца, когда еще мальчиком в Ленинграде я услышал на пластинках его исполнение Концерта Мендельсона, Рондо каприччиозо Сен-Санса и «Цыганских напевов» Сарасате, и меня охватило то же ощущение гармонии и стройности, но в движении, что открыло мне безграничную глубину возможностей скрипичного искусства. Позже, когда я был в Маниле, мне дали послушать его запись «Шотландской фантазии» Бруха, и хотя к тому времени я уже многое знал о силе волшебного воздействия звуков скрипки, первая же фраза вызвала у меня слезы. Одной из моих учительниц была Любовь Сигал, ученица прославленного скрипичного педагога Леопольда Ауэра, которая много мне рассказывала о своем учителе и его других питомцах, среди которых Яша Хейфец выделялся своим природным талантом и отточенным техническим мастерством. Поэтому, в определенном смысле, я мог ощущать себя причастным к этой великой традиции русской скрипичной школы, что, возможно, и заставило устроителей моего дебюта в Карнеги-холле написать на афише «justly compared to Jascha Heifetz». Эта реклама повергла меня в полуобморочное состояние, но и побудила к вдохновенной игре, так что после исполнения мною Седьмой сонаты Бетховена весь зал встал. Моя связь с Хейфецем лишь укрепилась и часто подчеркивалась в рецензиях на мои концерты. Яша Хейфец родился 115 лет тому назад, а потому лишь немногие из ныне живущих слышали его игру в концертном зале. К счастью, сохранились многочисленные аудио- и видеозаписи его сольных выступлений, оркестровых концертов, его игры в камерных ансамблях с Артуром Рубинштейном, Григорием Пятигорским, Эммануэлем Фойерманом, которые позволяют понять, почему концерты Хейфеца всегда становились событием. В программе Кольмарского фестиваля этого года, как в мозаике, найдут отражение различные грани искусства Яши Хейфеца, с его постоянным стремлением к совершенству. Мы надеемся, что этот фестиваль откроет еще одну яркую страницу в жизни Эльзаса. Искусство, как и любая другая сфера человеческой деятельности, развивается и меняется, но остаются незыблемые ценности, к которым относятся и высшие достижения музыкального творчества, когда дух освобождается от всего суетного и человек может воскликнуть: «Я есмь!», как утверждал Скрябин в своей «Поэме экстаза».

Владимир Спиваков. Июнь 2016