Пресс-конференция, посвященная открытию VI Московского музыкального фестиваля
25 октября в Доме музыки состоялась пресс-конференция, посвященная открытию VI Московского музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»
В конференции приняли участие: Маттиас Гёрне (бас- баритон, Германия),Владимир Спиваков(президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России, ГКО «Виртуозы Москвы»).
Кордюкова Ольга, радиостанция «Голос России»:
Господин Гёрне, встречались ли вы ранее с Владимиром Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России? В вашем репертуаре и камерная, и оперная музыка – что вам ближе?
Маттиас Гёрне: Я рад быть в Москве. Мне давно знаком Владимир Спиваков как один из выдающихся скрипачей современности, но лично мы не были знакомы. С этим коллективом я буду выступать впервые. Как только я получил приглашение, узнав, что это за оркестр – сразу же согласился. Сейчас по окончании репетиции я убежден в успехе. Продолжительная репетиция прошла очень интенсивно, насыщенно, динамично. У нас, на мой взгляд, сложился тесный творческий контакт и взаимопонимание.
Мои предпочтения в репертуарном плане сложно определить – это и опера, и камерная музыка. Ведь, как вы понимаете, общее в творчестве – это сама Музыка, созданная людьми и для людей. В каждом отдельном случае мое сердце бьется в пользу того, чем я занимаюсь сейчас, что исполняю в данный момент. Мой гастрольный график расписан на 2 года вперед, невозможно, планируя выступления, руководствоваться только лишь личными предпочтениями.
Александров Виктор, радиостанция «Орфей»: Вы признаны одним из лучших исполнителей вокальных сочинений Малера. Ваше отношение к этой музыке?
Маттиас Гёрне: Что касается Малера, с моей точки зрения, очевидна уникальность его дарования – он сумел продемонстрировать в своих сочинениях синтез блестящей оркестровой техники и великолепное знание камерной музыки, что позволило раскрыть все музыкальные краски, оттенки вокальной музыки. Малером открыты новые измерения в вокальной музыке. К примеру, сочинение, которое я исполню (Семь песен цикла «Волшебный рог мальчика») – это не просто песни, положенные на стихи из сборника немецкой народной поэзии – это новый тип композиции. Эти композиции, созданные во время общей милитаризации Европы, отразили общую ситуацию этой эпохи – сложную политическую ситуацию, ощущение грядущих войн, и, конечно, судьбы людей. Песни Малера – это зеркало сложившейся в Европе ситуации.
Что для меня Малер? – Всё, как и творчество любого другого композитора.
В этих сочинениях нет ничего, что не касалось бы жизни каждого из нас.
Стрельцова Ольга, телеканал «ТВЦ»:
Мы рады видеть вас в Москве. Планируете ли вы выступление в Москве в ближайшее время. Ваше отношение к русской музыке?
Маттиас Гёрне: Как певец - я выступаю здесь второй раз, до этого была запись и частные визиты. Я надеюсь на частые визиты в Москву и открыт для предложений.
Что же касается русской музыки, то признаюсь, я высоко ценю русское музыкальное наследие. На мой взгляд, многие в Европе не знают русского музыкального искусства, его масштабы соответствуют масштабам вашей страны.
Я исполнил все вокальные партии в симфониях Шостаковича, далее, надеюсь спеть что-нибудь Мусоргского, Чайковского. Возможно, мне удастся даже спеть что-то на русском языке в 2014 году, когда будут отмечать 175-летие со дня рождения Мусоргского.
В планах также выступление с Национальным филармоническим оркестром России на фестивале маэстро Спивакова в Кольмаре.
Алексеенко Лариса, газета «Версия»:
Когда вы поняли что будете певцом? Что повлияло на ваш выбор?
Маттиас Гёрне: Знаете, детям часто задают вопрос - кем они хотят быть. Примерно в девять лет я осознанно сделал свой выбор. Я рано начал петь, участвовал в театральных постановках. У меня была активная концертная практика. Понимаете, когда поёшь, тесно соприкасаешься с миром музыки. Пение – чистая форма самовыражения. Кроме того, мои родители работали в театре, и у меня был всегда контакт с разными формами театрального искусства.
Алексеенко Лариса, газета «Версия»:
Вы выросли за кулисами?
Маттиас Гёрне: Да, можно так сказать.
Телятникова Светлана, журнал «Миграция»:
Наличие голоса – Божий дар. Легко ли вам нести его по жизни?
Маттиас Гёрне: Это дается мне легко. Я работаю много и с удовольствием. Ведь на самом деле, дело не только в наличие голоса и таланта. Я крепок физически и независим от настроения, погода, комфорта. Господин Спиваков согласится, что не существует универсального рецепта в творчестве. Каждый сам знает, на что он способен, что может, а что – нет. Это и определяет выбор профессии. Если бы я был вынужден пить ромашковый чай, соблюдать какой-то режим питания, сидеть замотанный в шарф, или не общаться с интересными мне людьми, я был бы вынужден сменить профессию.
Буловинова Алла, газета «Содружество»: Расскажите, пожалуйста, о Вашем хобби. Вы выступали с разными оркестрами, выступление с каким из них вам доставило удовольствие и запомнилось?
Маттиас Гёрне: Ответить про оркестры трудно. К примеру, работать с оркестрами США легко - у них великолепная организация дела, блестящая исполнительская техника, с ними легко наладить контакт. Но у них свои исполнительские традиции, своя манера, глубина восприятия произведения. Если долго работать с ними, возникает ощущение однообразия. На контрасте - в европейских коллективах совсем другой стиль работы, иное звучание.
На мой взгляд, в мире существует 5-6 оркестров исключительно высокого качества, работа с которыми особое дело. Хотя бывает так, что после концерта с одним из них, говоришь себе, что это был не лучший день. Но в то же время бывает так, что после выступления с каким-нибудь небольшим коллективом думаешь, что это было на уровне Берлинского филармонического оркестра. В общем, всё всегда складывается по-разному.
Существенно одно – музыка, когда она звучит. Момент рождения шедевра –синтетическое явление, когда все коллективно в него вкладывают качество и рождается шедевр. Если чего-то не хватает, шедевр не рождается.
Определенного хобби у меня нет, у меня не так много свободного времени. В эти часы я стараюсь уделять время семье. Моя дочь, которой 11 лет, иногда сопровождает меня на гастролях. Недавно мы вместе были в Австралии и Гонконге. Если же я дома, то в ранние часы стараюсь позаниматься, чтобы «держать форму», но иногда люблю что-нибудь приготовить, в моем арсенале все кухни народов мира.
Алексеенко Лариса, газета «Версия»:
Владимир Теодорович, ездят ли ваши дочери с вами в турне?
Владимир Спиваков: Да, они посетили вместе со мной США, города Европы и России. Поездка наполняется особым смыслом и лучше запоминается, когда едешь с семьей.
Федорова Ольга, радиостанция «Голос России»: На мой взгляд, программа вашего фестиваля подобна строгому готическому зданию. Вы исполните сочинения Бетховена, Малера, Рихарда Штрауса. Что определило ваш выбор?
Владимир Спиваков: При выборе программы я не задумывался о национальности композиторов и не намеревался сделать акцент на немецкой музыке.
Возможно, когда-то была одна общая истина, которая упала с неба и разбилась на части. Каждый из людей ищет среди этих осколков что-то свое. Все созданные сочинения - о человеке, страдании и трагедии. Я никогда этого не говорил, но давно думал, что жизнь невозможна без трагедии, именно она сохраняет душевное напряжение.
Это не секрет, что мы недалеки от катаклизмов, в обществе велико напряжение. Музыка – это зеркало жизни, отражение человека, его радостей. Здесь все аспекты.
Я поражен прошедшей репетицией с Маттиасом Гёрне. Я предполагал, что он приедет и будт беречь себя, а оказалось даже на репетиции он работал с полной самоотдачей. Он поет то, что ему действительно близко. Он специалист в исполнении Малера, я затруднился бы его пригласить спеть Рахманинова.
Федорова Ольга, радиостанция «Голос России»: Расскажите немного о программах фестиваля.
Владимир Спиваков: Открытие – концерт под названием «Волшебство в музыке». В программе – сочинения, которые действительно являются «чудом». Ахматова в своем стихотворении, посвященном Дмитрию Шостаковичу очень точно сказала о музыке, что это «единственная связь добра и зла, земных низин и рая». Я часто обращаюсь к поэзии, она помогает донести оркестру ощущения в исполнении. В этот вечер прозвучит «Волшебное озеро» Лядова, композитора во многом недооцененного. Это наш Дебюсси, может быть даже по тонкости Фаберже в музыке. Когда играешь сочинение Лядова, имеешь возможность прикоснуться к живописи. Прозвучат «Три чуда» Римского-Корсакова, гения оркестровки. Стравинский - колоссальный мастер и удивительный человек с юмором, сарказмом.
В концерте 28 октября солирует Денис Мацуев. Фортепианный концерт Бетховена (№ 3) и концерт Грига НФОР никогда не играл. Мы исполним также ранее сочинение Грига «Две элегические мелодии». Когда мы стали репетировать эти вещи, почувствовали - это звучит так искренне, так естественно, но даже в них, как и у Моцарта в ранних сочинениях, иногда возникает ощущение конца.
Михаил Рудь – ученик Якова Флиера. Вы знаете, в Московской консерватории проводились «классные» вечера. Это были важные события для молодых исполнителей. Я не могу до сих пор забыть один из таких вечеров, когда впервые услышал 10-ю сонату Скрябина в исполнении Михаила. Он глубокий музыкант, философ. Михаил написал книгу на французском языке, участвовал в синтетических постановках. Михаил Рудь покажет как раз такой синтетический проект - «Картинки с выставки» Мусоргского с видеопроекцией картин Василия Кандинского.
7 ноября – контратенор Кристоф Дюмо выступит с «Виртуозами Москвы». Сейчас это востребовано, модно. Мы решили попробовать. Виртуозы выступят в «ином» для себя ключе – это будет почти аутентичное исполнение.
Участники «Рахманинов-гала» (9 ноября) – пианисты Филипп Копачевский и Александр Лубянцев. Знаете, я всегда выступаю за «униженных и оскорбленных», поэтому и отказался от конкурса Чайковского. Нет справедливой системы голосования, есть только человеческий фактор. Что касается электронного голосования, принятого в этом году на конкурсе, именно оно создает наиболее точные ошибки.
НФОР был единственным оркестром, который играл с участниками конкурса. С шестью участниками мы сыграли более 10 концертов. И мы продолжаем это делать. С пианистом Эдуардом Кунцем в ноябре мы выступим в КЗЧ. 24 декабря с Виртуозами Москвы сыграет Саша Романовский, которого New York Times назвал ярчайшим пианистом современности.
Программа с Анной Ларсон посвящена Малеру. В первом отделении прозвучат «Песни об умерших детях», во втором - симфония № 1 «Титан». Я не знаком с певицей лично, но хорошо знаю ее записи. Песни мы исполняли ранее, но с другой певицей – Эльзой Морюс.
Вальтрауд Майер уже выступала в Москве. Вам не надо ее представлять.
Мы решили завершить фестиваль сочинением Рихарда Штрауса. Валторнист Национального филармонического оркестра Станислав Давыдов исполнит Концерт для валторны. Вы знаете, что сейчас существует проблема школы медных духовых, но есть и радость. Концерт Штрауса – редко исполняемое сочинение. Это своеобразная проверка на выносливость для музыканта, требующая виртуозного владения инструментом.
Добавлю еще, что мы продолжаем помогать молодым музыкантам, и не только дирижерам, но и певцам. Мы создали гранты для молодых талантливых исполнителей, и организуем концертные выступления.
Буловинова Алла, газета «Содружество»:
Приходилось ли вам в последнее время учить произведения в короткий срок?
Владимир Спиваков: Я все время что-то учу. Знаете, когда живешь в таком ритме, нет чувства, что жизнь утекает. Это спасение.