Абонемент «Свободная форма»
«Плыть нужно и против ветра, но следует знать, откуда он дует, чтобы сообразно этому ставить паруса», - гласит поучительный афоризм писателя Льва Кассиля. Пожалуй, невозможно достичь высот в искусстве и идти вперед, не отвергая правил, штампов и условностей. НО, стремясь к свободе, необходимо в совершенстве владеть всеми секретами мастерства. Недаром с древних времен лишь большим мастерам покорялась импровизация – первая из свободных музыкальных форм.
Свободными формами в музыкознании называются композиции, использующие в своем строении компоненты типовых форм, но не отвечающие условиям той или иной типовой формы в целом. Фантазии, рапсодии, каприччио и прочие пьесы, насыщенные импровизационностью; «программные» произведения, в которых развитие музыки обусловлено немузыкальными причинами, - таковы свободные формы XVIII-XIX веков. Когда композиторы-романтики искали формы, «наиболее благоприятные для воплощения чувства и не требующие ограничений…» (Эжен Изаи), из литературы в музыку «переселилась» поэма. Мастера XX века пошли дальше и стали создавать шедевры «штучные» - по своему строению уникальные, неповторимые.
Именно такие оригинальные партитуры легли в основу первой программы абонемента – это сочинения американского минималиста Джона Адамса и канадского композитора Колина Макфи, отразившего в своем творчестве музыкальную культуру острова Бали. Вторая программа – череда романтических хитов фантазийно-импровизационного типа, к которым примыкают увертюра «Отелло» Дворжака (потактно следующая литературной программе) и фейерверк оркестровых номеров из «Кармен» Бизе.
Наконец, Владимир Спиваков, остановив свой выбор на отечественной классике, обратился к жанрам поэмы («Колокола» Рахманинова) и пастиччо («Поцелуй феи» Стравинского). Парадоксальное включение в цикл «Классической симфонии» Прокофьева, однако этот опус – прекрасная демонстрация свободного обращения с классикой и ее канонами при полном их соблюдении и своего рода фантазия авторана тему «если бы Гайдн дожил до наших дней»
21 декабря 2011-11-30
Сэмюэл Барбер (1910-1981)
Адажио для струнных (1936)
Джон Адамс (р.1947)
Grand Pianola Music для двух фортепиано, трех женских голосов, деревянных и медных духовых и ударных (1982)
Эрик Сати (1866-1925) – Клод Дебюсси (1862-1918)
«Гимнопедии» №№1 и 3 (1888/1897)
Эрик Сати – Франсис Пуленк (1899-1963)
«Гносиенна» №3 (1890/1939)
Колин Макфи (1900-1964)
Tabuh-Tabuhan, токката для двух фортепиана и оркестра (1936)
Солисты: Александр Гиндин, фортепиано
Александр Мельников, фортепиано
Дирижер – Ян Латам-Кёниг (Великобритания)
2 марта 2012
Антон Дворжак (1841-1904)
Увертюра «Отелло», соч.93 (1892)
Морис Равель (1875-1937)
«Цыганка», рапсодия для скрипки с оркестром (1924)
Эрнест Шоссон (1866-1899)
Поэма для скрипки с оркестром (1896)
Ян Сибелиус (1865-1957)
Две юморески для скрипки с оркестром, соч. 87b (1917)
Солист – Никита Борисоглебский
Жорж Бизе (1838-1875) – Эрнест Гиро (1837-1892)
Две сюиты из оперы «Кармен» (1875)
Дирижер – Энрике Маццола (Италия)
14 апреля 2012
Сергей Рахманинов (1873-1943)
«Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта, соч. 35 (1913)
Солисты: Хибла Герзмава, сопрано
Дмитрий Корчак, тенор
Василий Ладюк, баритон
Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Симфония №1 ре мажор («Классическая»), соч.25 (1917)
Игорь Стравинский (1882-1971)
Дивертисмент (Сюита) из балета «Поцелуй феи» (1934)
Дирижер – Владимир Спиваков