Состоялось открытие монофестиваля памяти Феликса Мендельсона
Феликс Мендельсон – основатель Лейпцигской консерватории, одна из крупнейших фигур в западноевропейской музыке. Он умер в неполные 39 лет, но успел поработать почти во всех жанрах. Московский Международный дом музыки представляет творческий портрет этого плодовитого композитора. Монофестиваль, посвященный Мендельсону, открыли ораторией «Илия». Это последнее крупное сочинение композитора, впервые оно звучало в августе 1846 года. Минувшим вечером ораторию исполнили солисты хора Академии хорового искусства имени Попова и Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова. За дирижерским пультом - Кен Дэвид Мазур.
Для Кена Дэвида Мазура этот концерт как экзамен. Впервые он дирижирует последним крупным произведением Мендельсона. Эту ораторию великого немецкого композитора дирижер с немецкими корнями услышал и полюбил еще в детстве, с тех самых пор мечтал ее исполнить. Мечте суждено было сбыться - в Москве.
В основе «Илии»- повествование о ветхозаветном пророке, борце за веру. Мендельсон работал над ораторией около года. Премьера состоялась в 1846 году под управлением самого Мендельсона, в английском городе Бирмингем. Тогда ее исполнили на английском – таково было условие заказчика. Однако почти сразу же оратория была переведена на немецкий. Мендельсон признавался, что когда писал, думал все же на родном языке. На немецком ее исполнили и этим вечером.
«"Илия" синтезирует в себе все знания Мендельсона о музыке Баха, Генделя, и все же в этой оратории так много от самого Мендельсона», - считает дирижер Кен Дэвид Мазур ( Германия-США).
При том, что все участники концерта впервые исполняют ораторию, совместных репетиций было немного. Контакт между дирижером, хористами и музыкантами установился сразу.
«С Национальным Филармоническим оркестром под управлением маэстро Спивакова мы уже работали. Когда я приехал в Москву, вокалисты также отлично знали весь материал. Все то время, что мы репетировали, было посвящено деталям», - рассказывает Кен Дэвид Мазур.
Сложности все же возникали. У исполнителей - с немецким произношением. Помощь пришла в лице Кена Дэвида Мазура.
«Он поразительно точно работает с текстом и фразой и, порой, какие-то замечания были новые. Он помогал с немецким текстом, и для него было очень важно, чтобы эта оратория зазвучала как опера», - отмечает певица Анастасия Белукова.
Про премьеру Мендельсон писал: «Ни одна моя вещь при первом исполнении не проходила так превосходно». Тогда для двухтысячного зала повторили на бис четыре отрывка. Но перфекционист Мендельсон решил продолжить работу и, спустя год после премьеры, с отредактированной версией снова с успехом выступил в Великобритании. Американская премьера «Илии» в том же 1847 году состоялась уже после смерти композитора.
«Новости культуры» от 12 марта 2012 года