Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» впервые прошел в Омске
«Владимир Спиваков приглашает…» теперь не только на концерты в Москву, но и в Омск. Там впервые прошел фестиваль маэстро. Это вовсе не означает смену прописки смотра, скорее – расширение географии. И демонстрацию концертной политики Национального филармонического оркестра России, которым руководит Спиваков. Владимир Теодорович считает, что имея в своем названии слово «национальный», оркестр просто обязан как можно чаще выступать в регионах России.
Он давно живет в темпе «presto». Его гастрольный график расписан на несколько лет вперед. Но чтобы увидеть единственные за Уралом полотна Михаила Врубеля и крупнейшую в мире коллекцию работ художника-экспрессиониста Алексея Явленского, Владимир Спиваков взял долгожданную паузу. В Омске музей изобразительных искусств занял особое место в череде концертов и репетиций пятидневного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…». Музыкант первым из посетителей музея увидел отреставрированное полотно художника-авангардиста начала прошлого века Алексея Радакова.
Маэстро как-то поделился: «Если бы не музыка, мог бы стать художником». Когда Спиваков переехал из Ленинграда в Москву, соседом по коммуналке оказался художник Александр Буторов. Вместе часть выезжали на пленер. Особенно удавались пейзажи, говорит Владимир Теодорович. Правда, преподаватель Московской консерватории Юрий Янкелевич этого увлечения своего студента не поощрял. Позже кисть сменил на дирижерскую палочку. О сделанном выборе не жалеет: симфонию цвета теперь пишет звуками музыки.
«Во всем должен быть свет, – говорит Влабимир Спиваков. – Людям легче жить будет, а музыка – это такая удивительная вещь, которая этот свет несет, и он понятен всем, потому что это закодированные эмоции, и музыка примиряет с жизнью»
В прессе нынешний фестиваль в городе на Иртыше «Владимир Спиваков приглашает…» уже окрестили историческим. Пять вечеров – пять разных программ: Шопен, Мендельсон, Верди. И каждый завершался пятнадцатиминутными овациями.
«Это просто гигантское ощущение и впечатление. И просто это нужно!» – говорит слушатель Евгений Крикун.
Центральное событие фестиваля – концерт «Грандиозный Рахманинов». Звучит его печально известная Первая симфония. Премьера этого сочинения под управлением Александра Глазунова состоялась в 1897 года в Санкт-Петербурге. Симфония потерпела полный провал. А для исполнения другого произведения Рахманинова – вокально-симфонической поэмы «Колокола» – в Омск специально приехали хор Академии хорового искусства имени Попова и молодые солисты, обладатели грантов Национального филармонического оркестра Алексей Неклюдов и Дмитрий Трифонов. В Страстную неделю это сочинение - особенно актуально.
«Сейчас у нас появилась программа поддержки молодых певцов, – рассказывает директор Национального филармонического оркестра Георгий Агеев. – Мы утвердили собственные гранты, которые заключаются в том, что каждый месяц мы платим стипендию, а, можно сказать, заработную плату молодым талантливым ребятам, которых мы обнаружили в России, которые являются студентами».
Еще один проект по поддержке талантливой молодежи Владимир Спиваков связал с городом на Иртыше. В Омске, где родился его учитель – основатель всемирно известной скрипичной школы Юрий Янкелевич, будущей весной уже в третий раз пройдет международный конкурс скрипачей. Его победитель в подарок получит скрипку XIX века работы итальянского мастера Тонацци. Как звучит инструмент, маэстро Спиваков продемонстрировал лично.
«Новости культуры» от 11 апреля 2012