Память – та же любовь
6 июня открылся III Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»
Фестиваль хоть формально и является частью «Белых ночей», но возник гораздо раньше, поэтому существует сам по себе, точнее благодаря личности Владимира СПИВАКОВА. Он бывал в Перми множество раз – и с «Виртуозами Москвы», и с Национальным филармоническим оркестром России (НФОР), поэтому в особом представлении не нуждается.
– В Перми мне нравятся люди. Без людей все безжизненно. Когда мы впервые выступали здесь, то просили всех желающих писать на больших листках все, что они думают о нашем концерте. Мы их храним по сей день. Память – это та же любовь, – говорит маэстро.
Приятное с полезным
Нынешний фестиваль продлится не два-три дня, как в предыдущие годы, а шесть. Еще один концерт, с большим успехом, состоялся в Краснокамске. Заключительное выступление состоится на открытом воздухе, на большой сцене фестивального городка.
Сам маэстро не очень жалует подобные выступления: «Я не поклонник такого формата, но в этом что-то есть, если, к примеру, хорошая погода, много людей… Такие концерты приняты в Европе. Например, мы однажды выступали в Париже на Марсовом поле. Собралось 22 тысячи зрителей. Самое интересное, что погода была отвратительная – дождь, ветер. А во время концерта тучи разошлись, выглянуло солнце. А после концерта опять начался дождь! Согласитесь, в этом есть что-то магическое. Такие концерты являются, как говорил Гораций, соединением приятного с полезным».
Стоит сказать, что в послужном списке Владимира Спивакова концертов open-air было всего три. Один в Париже (см. выше), второй на Киевском вокзале в 2011 году и третий – Большой концерт в рамках фестиваля «Черешневый лес» (Москва, 2012).
Мацуев не в счет
На вопрос, кто его любимый композитор, маэстро отвечает, что у него нет конкретно одного. «Нельзя выходить на сцену и не любить то, что ты исполняешь. Это нечестно, да и зритель сразу почувствует фальшь. А если говорить проще, то в детстве меня потряс Бах, он нашел тот код, который открывает дверь в гармонию души. И потом, все зависит не от конкретного композитора или дирижера, а от того, «как, когда и кто». Например, меня потряс Гимн СССР в исполнении Бостонского филармонического оркестра под управлением Шарля МЮНША».
С «как, когда и кто» у Владимира Спивакова все в порядке. Помимо того, что он руководит «Виртуозами» и НФОР, он является председателем Международного дома музыки и возглавляет Фонд своего имени.
Этот фонд создан для помощи молодым музыкантам.
«Молодежи трудно себя реализовать, Денис МАЦУЕВ не в счет, – говорит директор НФОР Георгий АГЕЕВ. – Вот для этого и существует Фонд. Мы создали несколько интересных программ. Например, поддержки молодых дирижеров. Дирижер – главная фигура, без него нет ни оркестра, ни хора. мы отобрали лучших за пять последних лет, и знакомим с ними публику. Сегодня их 17 человек – они выиграли множество конкурсов, стали руководителями больших оркестров. Хотя некоторые из них предпочли попсу.
Второе направление – певцы. Сейчас на музыкальном рынке кризис, трудно найти артистов уровня нашего оркестра. По логике, вроде бы, надо поддерживать скрипачей, но мы пошли своим путем. Сейчас все заказывают концерты с участием певцов. Предложи им виолончелистов, скажут, что ты с ума сошел.
Что касается самого оркестра, то НФОР имеет в году всего лишь 12(!) свободных дней, и шесть из них он проводит в Перми. В будущем году оркестр отметит свое 10-летие – фестивалем «Владимир Спиваков приглашает…». Фестиваль проводится в Москве, Омске и в Беларуси – раз в два года. А в Перми – ежегодно».
По материалам еженедельной деловой газеты «Пермский обозреватель» от 9 июня 2012 года