Поп-музыка сдает позиции, считает дирижер Владимир Спиваков
Московский международный дом музыки 21 декабря отметит 10-летие. «Вечерняя Москва» встретилась с президентом ММДМ, дирижером Национального филармонического оркестра Владимиром Спиваковым.
Одно из главных событий сезона в Доме музыки — обновленный Светлановский зал, который меломаны нередко ругали за плохую акустику. С этого вопроса «ВМ» и начала разговор с маэстро.
— Владимир Теодорович, новый сезон для Московского международного дома музыки ознаменовался открытием обновленного Светлановского зала. Как вам его акустика?
— Еще на начальном этапе строительства я говорил о необходимости особого подхода к разработке акустических свойств Светлановского зала. Зал круглой формы — очень сложное сооружение для создания правильной акустической среды.
Но теперь все получилось превосходно. Мы сейчас записывали большую новогоднюю программу для телеканала «Культура» — и все, кто приходил на запись, включая известного пианиста Дениса Мацуева, сразу обратили внимание на то, что зал сегодня звучит совершенно по-другому. Мацуев впервые опробовал новый рояль (это подарок мэра Сергея Собянина к 10-летию) и ахнул: какой потрясающий звук! Этот рояль выбирал гениальный русский пианист Григорий Соколов.
А он про рояли знает все, в его записной книжке — все номера роялей, на которых он когда-либо играл или занимался.
— С каким из ваших филармонических абонементов или фестивалей вы прежде всего связываете дальнейшие творческие перспективы?
— Не могу не выделить «Шедевры русской музыки», состоящий из пяти концертов. Сегодня, в отличие от советских времен, русская классика звучит гораздо реже, круг исполняемых произведений существенно сузился, а слушатели имеют слабое представление о богатстве и разнообразии наследия большинства русских композиторов. Национальный филармонический оркестр видит особую миссию в продолжении просветительской деятельности великого русского дирижера Евгения Федоровича Светланова по возрождению интереса к русской музыке, к наследию лучших отечественных композиторов ХIХ–XX веков.
Что касается фестивалей, то мне особо дорог недавно созданный Рождественский фестиваль духовной музыки.
— Вы не раз говорили, что непросто заново вживаться в ипостась солиста после долгого исполнения роли дирижера, руководителя оркестра...
— В новом году меня ждет большой европейский и мировой тур, где буду выступать в качестве солиста. Но все же совмещать сольную карьеру и профессию дирижера очень трудно. Чтобы оба оркестра были в порядке, с ними надо много работать. Кроме того, часто готовлю партии для оркестра сам. Выставляю аппликатуру и штрихи для оркестра — как солист оркестра. Музыка ведь не играется сама по себе.
— Что значит для вас приглашение в Общественный совет при Министерстве культуры России?
— По прошествии лет я понял, что мир не сумею изменить, но смогу помочь некоторым людям. Поэтому я принял это предложение. Сидением в творческой келье ничего не добиться. Нужен опыт, а это и есть приобретение опыта, когда молодой человек может играть на сцене. Так что главная цель моего участия в совете — продвижение талантов.
Социологи говорят о возросшем в последние годы интересе к классической музыке в России.
— Чем, по-вашему, это вызвано?
— Рост интереса связан с тем, что в музыкальном мире появились личности, которые являются его «пламенным мотором», подлинные энтузиасты классической музыки — например, Денис Мацуев, который ездит по стране, устраивает фестивали. Попса, которой перекормили страну, начинает сдавать позиции. Но нужен закон о меценатстве, чтобы можно было выявлять таланты без поддержки государства.
По материалам газеты «Вечерняя Москва» от 12 декабря 2012 (автор – Елена Езерская)