Благотворительный концерт «Во имя жизни» прошел в Москве
«Золотым веком» русского меценатства называют рубеж XIX-XX столетий. Это время Мамонтова, Беляева, Морозова. В этом же ряду и имя Надежды Филаретовны фон Мекк, которая на протяжении многих лет оказывала материальную и моральную поддержку Петру Ильичу Чайковскому. История их удивительной «дружбы на расстоянии» стала основой литературно-музыкальной композиции, которую представили накануне в Доме музыки. Благотворительный концерт «Во имя жизни» адресован больным детям. Так через века объединились понятия меценатство и благотворительность.
«Милостивая государыня, Надежда Филаретовна! Милостивый государь Петр Ильич, невозможно выразить то, впечатление которое произвела на меня ваша музыка».
Вот так, 13 лет, ни разу не встретившись в жизни, он и она продолжали роман в письмах. Он – Петр Чайковский, композитор в период творческих исканий. Она – Надежда фон Мекк, вдова барона, страстный любитель музыки и меценат.
«Надежда Филаретовна фон Мекк была, конечно, исключительной женщиной, – говорит заслуженная артистка России Ксения Раппопорт. – Кроме того, что она основательница железных дорог страны, она мать 11 детей, она обладала какими-то феноменальными способностями чувствовать и понимать музыку».
Благодаря поддержке Фон Мекк Чайковский смог оставить преподавание в консерватории и сосредоточиться исключительно на творчестве. Их духовная связь, как мощный двигатель, заставляла композитора сочинять, несмотря на неуверенность, игнорируя критику, которая преследовала его почти до конца жизни.
«У него был очень сложный характер, он был на грани аутизма, он очень тяжело общался с людьми и был дико застенчив, – отмечает заслуженный артист России Анатолий Белый Да и это было своего рода болезнь. Конечно же, это отпечаток гения».
Отпечаток гения, страсти, страдания, восторг и платоническая любовь – переписка фон Мекк и Чайковского становится, своего рода, комментариями к его гениальной музыке. В этот вечер она звучала в исполнении национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин», «Детский альбом» и еще многое, написанное под влиянием или в посвящение баронессе. Однажды фон Мекк попросила сочинить для нее произведение, выражающее нестерпимую душевную боль, так родилась Четвертая симфония Чайковского.
Благотворительный концерт о благотворителях. История в письмах, и достойный пример бескорыстной поддержки.
«Это линия Московского Дома музыки проводить такие концерты, мы не кричим об этом, никакого гламура здесь нет, – рассказывает народный артист СССР Владимир Спиваков. – Просто мне очень близка евангельская мысль, высказанная в Евангелии святого Матфея. То, что вы делаете моим меньшим братьям, вы делаете и мне».
Средства, собранные от концерта, пойдут на операции четырем детям фонда Владимира Спивакова и в фонд детей-бабочек, страдающих буллезным эпидермолизом.
«Новости культуры» от 19 декабря 2012