Вячеслав Артёмов (р. 1940) окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского в 1968 году по классу композиции Николая Сидельникова и по классу фортепиано Товия Логовинского. Считает себя приверженцем романтической традиции. Произведения Артёмова вышли на 27 компакт-дисках в США, Англии, Германии и России.
Основные сочинения:
– грандиозный Requiem, посвященный «Мученикам многострадальной России», для шести солистов, двух хоров и большого оркестра (премьера – 1988, Москва);
– тетралогия «Симфония Пути» для большого оркестра с органом, состоящая из четырех симфоний: «Путь к Олимпу» (посвящена Валерии Любецкой, премьера – 1986, Москва), «На пороге светлого мира»
(посвящена Национальному симфоническому оркестру Вашингтона и Мстиславу Ростроповичу, премьера – 1990, Вашингтон), «Тихое веянье» (окончательная редакция посвящена Владимиру Спивакову, премьера – 2010, Москва), «Денница воссияет» (посвящена Лондонскому симфоническому оркестру, премьера –1993, Лондон);
– цикл симфоний с солирующими инструментами «Звезда исхода»: «In Memoriam» (1984) с солирующей скрипкой, «In Spe» (2012) с солирующими альтом и виолончелью, «In Gloriam» (в работе) с двумя солирующими фортепиано;
– произведения для оркестра с солистами: «Симфония элегий» (1977), «Гурийский гимн» (1986), «Гирлянда речитаций» (1981), «Tristia I» (1983), «Tristia II» (1998), «Pietà» (1996), «Латинские гимны» (2003);
– произведения для камерных ансамблей: «Звездный ветер» (1981), «Гимны внезапных дуновений» (1983), «Заклинания» (1981), «Сны при лунном свете» (1982);
– балеты «Ожидание» (по картинам Антуана Ватто), «Только верой» (по трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам»), «Поцелуй змеи» (по сказке Карло Гоцци).
Оба цикла симфоний – «Симфония Пути» и «Звезда исхода
» – написаны в новом значительном, возвышенном и сладостном стиле –
stile nuòvo grande, sùblime e soave.
Вячеслав Артёмов предпочитает не называть свою музыку неопределенным словом «современная». Он использует особый термин для обозначения ее включенности в традицию – «musica perennis» (мусика пэрэннис). Эта музыкальная традиция, которая в своем явственном проявлении существует немногим более четырехсот лет, имеет своим предметом прежде всего остроту переживаний человека, самую потаенную глубину его существования.
Внимание В. Артёмова сосредоточено на мире переживаний не ради них самих, но для достижения сверхреального бытия. Как говорит композитор, «музыка – это единственный истинный путь познания смысла существования». Артёмов считает музыку наукой – концентрацией душевного опыта и, наряду с астрофизикой, одной из двух главнейших фундаментальных наук. Музыка – наивысшее достижение человеческого духа, «посредник между Богом и человеком», «сгусток духовной энергии, призванной пробудить в человеке нравственное сознание» и «музыка – особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и логических описаний. Она несет озарение, и этот опыт передается непосредственно звуками». «Музыка выражает тайну душевной жизни и через нее – тайну вселенского Бытия. Посредством индивидуальной творческой души раскрывается несказанная тайна Творения, тайна Мировой души».
«Его музыка и его художественная позиция отражают поиски нового порядка духовных ценностей, который основан на особом значении личности и возвращении к вечным ценностям».
Ричард Фрид, программа Кеннеди-центра, сентябрь 1990
«Первая часть тетралогии – «Путь к Олимпу» – ошеломляющая... Новая советская симфония, посвященная американскому оркестру, – явление весьма необычное. «На пороге светлого мира» Вячеслава Артёмова – вещь еще более редкая: это творение гения... Это – мятущаяся музыка, глубоко волнующая и необыкновенно красивая...»
Октавио Рока, The Washington Times, 24 сентября 1990
Симфония «На пороге светлого мира» является второй частью цикла из четырех симфоний под общим названием «Симфония Пути». Она была первой из трех симфоний, заказанных Артёмову М. Ростроповичем, и впервые исполненной им с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона в Кеннеди-центре в сентябре 1990 года. Симфонии предпослан эпиграф из Книги Еноха: «Эти прекрасные места назначены для того, чтобы на них собирались духи – души умерших…пока не совершится над ними Великий суд». Но в ожидании Страшного суда происходит нам каждому свой суд…
С тех пор как Октавио Рока описал свои впечатления от музыки Артёмова в газете The Washington Times, прошло больше двадцати лет. Сочинение многократно исполнялось и понемногу менялось, и сегодня впервые будет представлена существенно измененная композиция. Автор сердечно благодарит Игоря Ашурбейли за поддержку при подготовке окончательной версии этой симфонии и за участие в других творческих проектах.