Владимир Спиваков: «Когда на гастролях устаю, вспоминаю Райкина»
Владимир Теодорович нашел время для башкирской столицы в своем плотном графике, который сам он называет «совершенно сумасшедшим».
- Вот-вот закончились два фестиваля в Перми и Омске, а это десять концертов практически подряд, - отметил он. - И после них мы с Национальным филармоническим оркестром записали кантату Рахманинова «Весна», где солировал молодой певец Василий Ладюк.
Для дирижера плотное расписание уже вошло в привычку, хотя в режиме нон-стоп колесить по миру очень сложно.
- Это перемена климата, времени, воды, высоты, - рассказывает он. - Иногда чувствую, что это экстремальная ситуация. Но все окупается: я ведь занимаюсь тем, что люблю. Конечно, устаю. Но всегда вспоминаю Аркадия Райкина, который за кулисами при плохом самочувствии просто лежал на столе, но как только занавес открывался, перед зрителями представал блестящий артист в прекрасной форме. Я это называю сценотерапией – она действительно лечит.
Но у дирижера все же бывает отпуск, который он предпочитает проводить у моря на юге Франции – в этой стране живут его дети, поэтому заграницей и собирается вся семья.
Фонд Спивакова уже много лет поддерживает талантливую молодежь – без надежного тыла, по словам музыканта, никак нельзя.
- Поддержка нужна всем: и семье, и тем более детям при обучении, - говорит он. - Маленькие гении есть везде, только мимо них часто проходят, у многих трудные условия жизни или плохое здоровье - мы стараемся им помочь.
Владимир Спиваков старается разглядеть а ребятах талант, «как хороший доктор, моментально определяющий диагноз».
- Недавно передо мной играла девятилетняя девочка из Донецкой области – просто бриллиант! – восхищается Владимир Теодорович. - А играла она на ужасной скрипке долларов за 25 из Китая. Я ей сразу выделил очень хороший инструмент – для ребенка крайне важно с детства воспитывать ощущения правильного звука.
Не так давно в Первопрестольной прошел очередной фестиваль «Москва собирает друзей», на который съехались дети из 50 стран.
- Это было невероятное количество концертов, - делится впечатлениями артист. - Играла девочка из КНДР, которую президент послал учиться в Москву. Приезжала восьмилетняя девочка из Сингапура, чудесный мальчик из Швеции, выдающаяся девочка-трубачка из Франции – в общем, много потрясающих ребят.
Да и уфимскую педагогическую школу Спиваков чрезвычайно хвалит: его фонд воспитывает много выходцев из республики.
- Если подростки или даже еще маленькие дети выступают с «Виртуозами Москвы», то это уже о многом говорит, - рассуждает дирижер. - Зачастую общие черты у наших воспитанников появляются чуть позже - после того, как дети попадают в поле зрения фонда. Ребята меняются, начинают понимать, что чужие люди тоже могут их любить. Когда малое дитя входит в мир с любовью к людям, все становится по-другому, намного лучше. Особенно это важно в наше время всеобщего отрицания.
Часто случается, что поддержка благотворительного фонда Спивакова играла судьбоносную роль для ребенка.
- Были сложные времена отношений с Грузией, когда и наши власти допускали множество некорректностей, - вспоминает Владимир Теодорович. - К примеру, сациви начали называть «курицей в ореховом соусе». Так вот у нас был один мальчик из Грузии, получавший стипендию. Оказалось, что на этом пособии от фонда долгое время держалась вся семья из шести человек.
С большой теплотой вспоминает дирижер опыт работы с Земфирой на новогоднем проекте.
- Я считаю, что она незаурядный талант, ее песни и стихи поражают, в своей области она для меня номер один, - рассказывает он. - Земфира очень сильно волновалась и хотела больше и больше репетировать, что тоже говорит о классе артиста. А у меня не хватало времени, было много работы в Доме музыки и в Национальном филармоническом оркестре, так что она в мое отсутствие взяла в руки бразды правления и активно работала с музыкантами – получилось довольно симпатично.
Многократный гастролер в Уфе, Владимир Спиваков признался, что в очередной свой приезд постарается еще раз сделать акцент на том, что городу крайне необходим хороший зал для классической музыки.
- Такой зал станет свидетельством развития общества и культуры, - добавил он. - Я ведь играл не только в таких крупных городах, как Чикаго, Нью-Йорк или Бостон. Но и небольших, где есть отличный зал: там проходят фестивали, люди выстраиваются в огромные очереди. И чрезвычайно гордятся своим культурным достоянием.
Затронул дирижер и тему оснащения Башкирского оперного театра – ему успели пожаловаться на плохие инструменты и низкие зарплаты.
- Надо, чтобы этот вопрос решал не один президент, а еще и госсобрание, - считает артист. – Недавно я был в Казани – тем президент выделил средства на инструменты итальянского производства, а это не Китай или Германия. Это ведь инвестиция в культуру и даже материально. Я вот сам собираюсь подарить 20 инструментов Национальному филармоническому оркестру – это будет стоить порядка миллиона евро.
Но сделать такой дорогостоящий подарок он пока не может, ведь музыканты по нынешним законам вынуждены будут отдать за презент около 30% его стоимости – сумма для них баснословная.
- Десять лет назад указом президента Путина создали этот оркестр, и музыканты пришли с ужасными инструментами, - рассказывает он. - Уже тогда я начал постепенно покупать новые, причем тогда можно было купить за 20 тысяч евро, теперь лишь за 50-60 тысяч. Это ведь получается троянский конь для оркестра – им негде взять денег, чтобы расплатиться за подарок. Поэтому я жду выхода в свет закона о меценатстве.
По материалам информационного портала «МедиаКорСеть» от 2 июля 2013