Национальный филармонический оркестр России в абонементе «Восточный экспресс»
В концертных программах сегодня часто звучит немецкая и французская музыка, однако есть и иной пласт, созвучный душе российского слушателя. Это музыка Восточной Европы, поражающая своим великолепием, разнообразием и своеобычностью, достойная самого пристального внимания, но, к сожалению, пребывающая в тени более счастливых опусов западноевропейского происхождения. Национальный филармонический оркестр России «берет курс» на Восточную Европу, чтобы открыть слушателям музыкальные сокровища польских, чешских, венгерских и российских авторов.
На этом пути в полном смысле слова проводниками станут дирижеры, занимающие лидирующие позиции в артистических агентствах и ведущие посты в оркестровых и театральных коллективах. Но также все они – и носители национальных традиций. Откроет цикл глава НФОР Владимир Спиваков, под управлением которого прозвучат Концерт для оркестра Лютославского – одно из лучших ранних сочинений композитора, апеллирующее к симфоническому творчеству Бартока и Шостаковича; Скрипичный концерт Прокофьева, написанный почти в соавторстве с польским скрипачом Паулем Коханьским; и знаменитая Девятая симфония Дворжака – одно из излюбленных сочинений в репертуаре НФОР, своеобразный музыкальный мост из Нового Света в Старый.
Подхватит эстафету венгерский дирижер Жолт Хамар – «один из самых динамичных, точных, умных молодых дирижеров», как охарактеризовал его Иегуди Менухин, – лауреат международных конкурсов, дирижер Венгерского национального филармонического оркестра, Венгерской государственной оперы и Цюрихской оперы, музыкальный руководитель Гессенского государственного театра в Висбадене. Его программа – головокружительный микст из неофольклорного опуса Бартока, иронического реверанса всему музыкальному романтизму, который сделал Донаньи в Вариациях на детскую песенку «Ah, vousdirai-je, maman», и величественной драмы – «Фауст-симфонии» Листа.
Коллега Хамара из Польши Михал Нестерович – также обладатель лауреатских званий – ранее руководил несколькими коллективами в родной стране, а ныне возглавляет Симфонический оркестр Чили. Для выступления в России он выбрал Маленькую неофольклорную сюиту Лютославского, виртуозный Скрипичный концерт Венявского, одну часть из исполинского «Польского реквиема» Пендерецкого и симфонический триптих Карловича «Извечные песни», развивающий идеи Вагнера о роковой неразрывности любви и смерти.
Наконец, Томаш Хануш – один из дирижеров-лидеров современной Чехии. Он проводит концерты и спектакли по всей Европе от Парижа до Барселоны и Мюнхена. Ведущий дирижер в Чешской опере, прежде возглавлявший Национальный оперный театр имени Л. Яначека в Брно. В центре его программы – монументальная драматическая фреска, пятичастная симфония Сука «Азраил», посвященная памяти жены композитора и его учителя и тестя Антонина Дворжака.